ЧТО СВЯТО?

“Десять лет в России все было отдано на откуп олигархам, которых не интересует судьба страны. Сегодня политическая и интеллектуальная элита живет своими личными, в лучшем случае, московскими интересами, плохо представляя страну”, - пишет Р. Хакимов.

Как бы ни было горько и обидно, с этой истиной приходится соглашаться. Руководство наше живет, как писал поэт, “под собою не чуя страны”. Трудно объяснить, почему “демократия” без правил и границ выплеснула наверх из недр народа в первую очередь типажей из произведений Гоголя. Образ Чичикова, скупавшего души умерших в надежде воспользоваться дырявостью царских законов, блекнет перед живыми Березовскими и Гусинскими, аферы которых позволили им на фоне разрушающейся экономики сколотить многомиллионные состояния в долларах. Хлестаков и Ноздрев вместе взятые не стоят и мизинца преуспевающего Жириновского! Есть у нас и Манилов, который одним из первых стал заманивать нас в рай, а завел в тупик и при этом вместо того, чтобы стыдливо замолчать, продолжает свое пустое словоговорение при любой возможности. Если вас попросят сказать, кто это, то вы сделаете это без особого труда.

Верно говорили наши предки в Золотой Орде: “Тенгри* стране, обреченной на гибель, посылает горбатого князя”.

Но почтенный Советник взял за принцип истину густо смешивать с собственными заблуждениями:

----------------

* Тенгри - у тюркских и монгольских народов - божество, олицетворяющее небо.

“Россия сегодня не знает, куда двигаться, застряла на перекрестке истории. Мы не можем ждать, когда русские найдут свои ориентиры”.

В это “мы”, видимо, должны войти и башкиры. Турок мы на каком-то повороте, кажется, уже “обошли”. И куда теперь ринемся, не ожидая русских?

Вопрос, если его поставить правильно, не шуточный, и ответ на него зависит не только от татар и башкир. Пока национальная политика российского государства ушла недалеко от призыва кота Леопольда жить дружно, да и то с ней не все согласны, особенно в политических и военных верхах. Им даже уроки Чечни не впрок. Вначале “сплотили и закалили” этот и без того не робкий народ, а затем дали им в руки оружие, прикомандировали не самых слабых генералов и полковников и затеяли с ними войну! Вот такая “загогулина”! Этому стратегу можно поставить памятник, и он будет самым выразительным символом современной России. Только бы таланта скульптору хватило!

Оглядываясь назад, на свое недавнее прошлое, мы видим, как разрушался Советский Союз. В одночасье 25 миллионов русских и иных русскоязычных совершенно негаданно оказались оторванными от родителей, родных, родины, будущего. Это личностная ипостась случившегося развала Союза. А каково русскому народу как нации? Что означает для русского народа то, что отныне его кровные братья - украинцы и белорусы - становятся игрушкой против России в руках ловких, рациональных, умных и беспощадных в преследовании своих интересов англосаксов и иных европейцев?

Где была бы хваленая европейская “демократия” и “права человека” сегодня, если бы народы наши, и русский прежде всего, не сокрушили их европейский фашизм? Помнили бы они эти свои словечки, если бы Гитлер, а не Жириновский мыл сапоги в южных морях? Этот вопрос они себе ни ставить, ни отвечать на него не хотят. А вот качать и дальше из России сырье, способствовать ее все большему экономическому ослаблению, нравственному разложению, культурно ее презирая и брезгливо жалея, - это их стратеги-геополитики делают в самой тонкой, циничной форме. Более того, можно быть уверенным и в том, что какой-нибудь Збигнев, рассматривая необъятный Евразийский континент, как шахматную доску циклопического размера, размышляет о том, каким образом и какой кусок от этой глыбы еще можно отколоть. И тут, дорогой Советник, на определенном повороте могут пригодиться и ваши смелые проекты.

Стоит в ближайшем будущем на Крайнем Севере или на Дальнем Востоке исчезнуть нескольким малочисленным народам от алкоголизма и безысходности, непременно появятся и западные, и восточные “правозащитники”, которые, преследуя свои интересы, а не интересы этих несчастных, завопят о несостоятельности России в сохранении нерусских народов, языков, культур и их среды обитания. Мало не покажется. Чтобы не случилось чего-то еще более худшего, мы сами сегодня должны достучаться до жириновских, явлинских, чубайсов, немцовых и всех иных и доказать им, что единство России, кроме всего прочего, зависит и от гуманистической, научно-обоснованной национальной политики, направленной на сохранение всех языков и культур, выживание всех народов. И заставить их в этом направлении действовать.

А нам самим тоже надо поставить для себя точку над i - священно для нас единство России или нет? Или мы живем тайным ожиданием ее дальнейшего развала в надежде создать “Великий Татарстан” и не менее великий Башкортостан? Для меня, башкира, предки которого добровольно вошли в состав России, ответ ясен - единство России священно, но в ней, в подлинно демократической России, не должно быть места (как на уровне центральной, так и региональной власти) ни великорусским, ни великотатарским, ни иным шовинистическим амбициям и поползновениям.

Много писалось правильного об империализме России, захватившей и Кавказ, и Среднюю Азию, и многое другое. Но гораздо меньше говорилось о том, что эти регионы и народы геополитически сами тяготели и продолжают тяготеть к России. Это более чем очевидно сегодня, и это имеет особое значение для нас - татар и башкир, ибо близкородственные нам народы в одночасье оказались за пределами нашего государства. Любой народ по праву стремится к самостоятельности, главным инструментом которой является государственность. Остается радоваться тому, что среднеазиатские и другие народы ее добились почти бескровно. Формируется целая система тюркских государств от Средиземноморья до Китая, которая в ближайшем будущем будет играть в мире такую же важную экономическую, политическую и культурную роль, как и система арабских или латиноамериканских государств. И благополучие России в двадцать первом и последующих веках будет во многом зависеть от того, какое взаимоотношение между Россией и этой новой системой государств сложится. Тем более, что система славянских государств успешно разрушена совместными усилиями собственных близоруких политиков с псевдокоммунистическими фантазиями и изощренными стараниями западных “политтехнологов”.

Какова роль татар, башкир и других народов в этой не самой блестящей для русского народа и русского государства ситуации? Вернемся к истории.

Несколько столетий назад в ходе одного из многочисленных кровопролитных восстаний против произвола царских властей предводители башкир получили известие, что на Россию с запада напали враги. И они послали гонца царским властям с сообщением, что они, башкиры, готовы прекратить борьбу против бесчинств и грабежа царских властей и встать в ряды русских войск для защиты рубежей общей Родины! Что бы эти воины посоветовали нам сегодня?

В России сейчас нерусские народы составляют менее 20 % населения. Чтобы защитить их языки, культуру, нормальное национальное самочувствие, потребуется не так много средств и не так много усилий. При наших ресурсах, при наличии доброй воли и умной национальной политики тюркские и все другие народы свою культуру и язык могли бы развивать в пределах России более успешно, чем среднеазиатские тюрки, не говоря уже об уйгурах и казахах, живущих в Восточном Туркестане в составе Китая и подвергаемых планомерной ассимиляции. При этом планка приобщения к русскому языку и культуре, и без того высокая благодаря советскому периоду нашей истории, должна подняться еще выше. Внешнеполитический эффект этого очевиден, геополитическая тяга среднеазиатских, финно-угорских и других народов и государств к России усилится. И это благо и для них, и для России, и, в конечном счете, для всего мира. А во всем остальном - интеграция, сближение, объединение во имя экономической мощи, культурного, нравственного возрождения России. Прежде всего Татарстан и Башкортостан в силу своей экономической самодостаточности должны служить этой цели. И эту службу мои предки, я уверен, одобрили бы.

Но для этого служения республикам нужна та мера скромной самостоятельности, которую многие центральные политики и целые государственные, в том числе юридические, органы пытаются урезать и, повторяя ошибки советской власти, поставить знак равенства между любой мононациональной областью и национальной (вернее многонациональной) республикой. Неслучайно у политиков и журналистов сейчас в ходу выражение - наступать на одни и те же грабли. А у башкир и татар о человеке, который по поводу и без повода вступает в конфликты, говорят: “Он всюду таскает за собой грабли”. По-моему, эти два выражения очень хорошо взаимно дополняют друг друга. Примитивно, конфронтационно рассуждают о национальном вопросе преимущественно те, кто имеет привычку постоянно таскать за собой грабли, наступая на них в самом неподходящем месте и в самое неподходящее время. В стране, где нужно укреплять единство, дружбу и взаимопонимание народов, затеваются войны и происходит неразумное выпрямление вертикали законов и не уделяется должного внимания элементарному их исполнению. К тому же все это сопровождается искажением и извращением основных правовых и политических понятий. В ходе революций и гражданской войны народы России от Финляндии до Средней Азии, как на окраинах, так и во внутренних губерниях, поднялись на борьбу за относительную самостоятельность внутри единого Российского государства. Ленин в 1916 году говорил, что большевики признают право наций на самоопределение. После революции все желающие пусть отделяются от России. Но сама Россия не будет федеративной.

После революции, видя, что пришли в движение не только классы, но и угнетенные народы, Ленин изменил свою политику и сохранил единство России, дав возможность большинству народов России создать свою государственность в той или иной форме. Но все это было постепенно выхолощено, особенно досталось “автономиям”. Это европейское понятие съежилось до понятия “советская автономия”, вплотную приблизившись к нулевой отметке. На новом повороте истории народы внутренней России, выкинув этот нуль без палочки, ухватились за другое европейское слово “суверенитет”, смысл которого шире того, что хотят, например, татары и башкиры - внутренней самостоятельности в решении своих экономических, социальных, культурных, языковых, религиозных проблем, при этом ни на йоту не ущемляя аналогичные интересы других народов, живущих в республиках, и не претендуя на самостоятельную роль в сфере внешней, военной и иной общегосударственной политики. То есть добиваются той же автономии, что и в годы революций почти вековой давности. Но как вернуться к исходному понятию, которое дискредитировано и отвергнуто? Впрочем, все европейские понятия, в том числе и понятия “федерация”, “демократия”, в России получают такую трансформацию, что очень быстро сам “отец русской демократии” начинает отказываться от своего порождения, говоря, что он хотел совсем другое. А высшие судебные органы государства, вытравливая понятие “суверенитета”, действительно немыслимого в полном объеме внутри единого государства, фактически выхолащивают следующее фундаментальное понятие - “федерация”.

Если федеральному центру удастся-таки свести к нулю на законодательном уровне формы национально-государственного самоопределения нерусских народов в рамках единого государства, оставив пустую вывеску “республика” и уравняв ее с любой мононациональной областью, значит, закладка мины замедленного действия где-то рядом с горящим и бурлящим, где-то с тлеющим “национальным вопросом” по всей стране состоится. Поистине, наступив на грабли национального вопроса, развалили мощное государство, способное при подлинной демократизации еще достаточно долго служить всем народам Советского Союза (за исключением, может быть, Прибалтики), и потащили эти же грабли дальше…

Между тем напрашивается диаметрально иной подход. Республики нуждаются в самостоятельности, в финансовых и иных ресурсах в той мере, в какой это необходимо для существования нерусских народов как наций, а не просто как части общероссийского “населения”. Неправомерно, вредно и опасно для единства государства относиться к татарам или башкирам лишь как к части населения России, так как эти народы, как и все другие народы мира, обладают неотъемлемыми правами, признанными мировым сообществом. И только сам татарский или башкирский народ может добровольно делегировать часть своих международных прав федеральному центру, четко определив основные условия своего национально-государственного существования в рамках единого Российского государства. Если федеральный центр попытается превратить республики в области, а татар и башкир в часть “населения”, наделив их эфемерной “национально-культурной автономией” (понятие еще более жидкое и жалкое, чем “советская автономия”), то он получит вечного оппонента в лице народов, а не отдельных “националистов”. Молодые политтехнологи в своем стремлении американизировать российское общество, намереваясь быстро получить российскую единую государственную нацию на американский манер, в нарушение конституции исключили запись о национальности в паспорте. Дурной шаг. Он удобен только для тех, кто не хочет записываться ни русским, ни кем-либо другим, желая быть лишь “юристом”, “финансистом” и т. д.

А для всех остальных народов, и прежде всего для самих русских, вредно и даже оскорбительно превращаться в манкуртов и иванов, не помнящих родства. Россия - не Америка, здесь некоторые народы на своих исконных территориях живут тысячелетиями, у них многовековая историческая память, питающая их культуру и человеческое достоинство. И все это нужно беречь, а не выкорчевывать. Многие народы, особенно северные, малочисленные, переживают глубочайший кризис благодаря нашей “цивилизации” - спиваются и вырождаются под наши хамские анекдоты о них. Между тем эти народы в экстремальнейших условиях Заполярья тысячелетиями в ярангах, как говорится, “без света и горячей воды”, рожали и сохраняли потомство. Только за это их культура заслуживает глубокого почтения и уважения. Для сохранения самих народов и их среды обитания, для избавления их от гнусных “достижений” цивилизации в виде водки и иных прелестей наше государство обязано потратить такие средства и издать такие законы, которые дали бы России возможность избежать репутации государства-каннибала, пожирающего собственные народы.

Россия настолько огромна, многообразна, начиная с ее территории и климата и кончая языками и психологией ее народов, что для нее гибельна сама попытка унификации и унитаризации. Поэтому при решении национального вопроса надо учитывать не только своеобразие республик. Необходимо иметь в виду особые условия существования более или менее многонациональных областей, таких, как Ульяновская, Самарская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Курганская и др. Эти области должны иметь дополнительные финансовые ресурсы и правовые условия для успешного решения проблем, связанных с культурно-языковыми потребностями нерусских народов, которые на этих территориях живут издревле и в этом смысле (и только в этом смысле!) являются коренным населением области. Только такая национальная политика федерального центра вернет в его руки инициативу в этом тонком деле, внесет успокоение в души нерусских народов и их интеллигенции, и тогда этот ныне где-то раздражающий, а где-то уже кровоточащий вопрос постепенно будет отходить на второй, третий и десятый план, уступив место и не мешая решению действительно важных, фундаментальных экономических и социальных проблем. Для простого труженика вопрос о национальном языке и культуре становится важным только тогда, когда власти в этой области начинают ломать дрова и делать глупости. Тогда среди народа, особенно интеллигенции, появляется много горячих голов, способных годами и десятилетиями муссировать этот вопрос, паразитировать на нем, внося сумятицу в головы тех, кто, не имея специальных знаний, затрудняется системно рассматривать всю проблему с учетом этапов исторического развития языков, культур, формирования народов во времени и пространстве. В сложные времена эта сумятица охватывает всех, от самых верхов до самых низов, и на любом уровне и на любой должности не оказывается недостатка в людях, лишенных необходимых знаний для объемного рассмотрения этой сложной и тонкой материи. Все лихорадочно ищут простейшее, очевидное решение. И таким образом путаница и примитивизм в головах, замешанные на чьих-то явных и тайных интересах, оборачиваются событиями в Чечне, Дагестане, Буденновске и прочих местах.

Горько сознавать, что самый жестокий, грабительский по отношению к народу феодализм толкнул Россию к крайне извращенному “социализму”, который в свою очередь породил дикий, воровской капитализм с идеологией приснопамятного Шарикова - “все поделить и очень быстро”. Еще одна “загогулина”. Но как бы то ни было, это наша история, и все, что происходит в нашем доме, производно от этой истории. Поэтому лишь у собственной истории мы можем найти основные ответы на фундаментальные вопросы о настоящем и будущем государства и составных его частей.

Горько признавать и то, что именно мы являемся тем поколением россиян, которое позволило развалить свое мощное государство, единство которого предыдущие поколения не раз сумели сохранить в несравненно более сложных и опасных условиях (ближайшие примеры: годы революций и гражданской войны, Великой Отечественной войны). Если мы, особенно представители нерусских народов, будем продолжать бездумно повторять такие суждения-штампы, как “все империи разваливаются”, подразумевая, что Россия своей громадностью и многонациональностью не перестает быть империей, то будем оказывать медвежью услугу России и поможем “технологам-шахматистам”, которые вряд ли оставили идею дальнейшего ослабления России и “откалывания” ее лакомых кусков. В этой связи хочется процитировать следующие, в данном случае прекрасные слова Р. Хакимова:

“Порой татары любят все валить на русских и Российскую империю. Так удобно - всему есть объяснение и оправдание. Конечно, есть имперские традиции, которые мешают татарам, да и самим русским, стать процветающим народом. Путин сделал ошибку, когда дал имперским настроениям возможность проявиться. Россия не успела встать на путь демократии и федерализма, как вновь замаячила тень прошлого. Восстановлению империи надо противостоять всеми силами. Татары должны однозначно встать на сторону свободы, демократии и федерализма”.

Замечательные слова, которые подспудно предполагают еще одну проблему, блуждающую в голове многих в смутной, неясной форме, не получая разрешения. Большинству кажется, что большое, особенно многонациональное государство, где есть народ-завоеватель и завоеванные народы, - непременно было и остается империей. Так ли это? Если в сегодняшней России, вырвавшейся из имперского состояния в некую крайне несовершенную демократию, опять начнет торжествовать очередная унитаризация федеративных государственных устоев, такая унификация законов, после которой останутся одни права абстрактного гражданина безотносительно к его национальности и исчезнут права народов на государственность, государственно-правовую защиту своего языка и культуры, а права национальных (вернее - многонациональных) республик будут абсолютно уравнены с правами остальных, в том числе почти мононациональных областей, то это станет торжеством нового суррогата империализма. Если это случится, то основы для общенациональной, общегосударственной идеи, объединяющей все народы России, не будет. Не будет фундамента и для патриотизма, объединяющего русского, татарина и башкира. Из вышеприведенных слов Р. Хакимова вытекает: он верит в то, что огромная Россия, состоящая из потомков как завоевателей, так и завоеванных, может быть не империей, а демократическим и федеративным государством. И это замечательно! В таком государстве патриотами России будут все, и тогда на этом святом понятии труднее будет паразитировать жириновским, скинхедам и им подобным. При всей противоречивости советского периода нашей истории, кроме многих иных достижений, в нем было и то, что нерусские народы, глубоко приобщившись к великому русскому языку и культуре, стали не менее искренними патриотами России, чем сами русские. И эти чувства, призванные цементировать единство и величие России, ныне разъедаются как неумной национальной политикой правящих кругов, так и шовинизмом отдельных групп людей, теряющих всякие нравственные ориентиры и все больше набирающих силу на рынках и площадях. Более того, они чувствуют, что в правоохранительных органах, государственных учреждениях, материально бедствующих слоях населения есть немало людей, им сочувствующих. Патриотизм, вернее лжепатриотизм, взявший верх над разумом правителей, а затем и значительной части населения, погубил в свое время не одно государство и не одну цивилизацию.

В этой связи можно поставить вопрос, ответ на который не так прост, как кажется на первый взгляд: кто же все-таки подлинный патриот России? Те, кто, узколобо подчеркивая свое этническое происхождение, готов проломить череп всех “инородцев”? У России, у русского народа и у блистательной русской культуры сегодня нет худших врагов, чем эти подонки, которые не только “гуляют” по площадям и рынкам, но умудряются заседать и в парламентах.

Теперь всем очевидно, что две республики - Башкортостан и Татарстан (разумеется, наряду с некоторыми другими республиками и областями) сумели экономический шторм в океане, именуемом Россия, пройти с большим достоинством. Здесь, кроме всего прочего, свою роль сыграл дополнительный резерв страны - чувство национального достоинства и национальной ответственности этих народов. Наши народы и наши руководители - не самые худшие патриоты России, если это способны понять те самые “технологи”, которые постоянно упражняются в обвинениях нас в сепаратизме и иных “измах”, въевшихся в их сознание еще с царских и советских времен.

Однако прочтем еще одну цитату:

“Власть определяет многое, особенно в такой стране, как Россия. Но именно в России к власти рвутся самые беспринципные политики. Партии сегодня пока что мало значат, да и нет настоящих партий. Центральная власть создает политические образования по своему усмотрению, произвольно ими манипулирует, а когда необходимость в них исчезает, распускает. Когда готовились программные документы партии “Единая Россия”, построенной, кстати, как клон МЧС, там не было ни слова о народах и федерализме. Под давлением М. Шаймиева и О. Морозова такой раздел появился. В центре понимают только давление и силу, но не здравый смысл и общечеловеческие ценности, потому что Россия живет инстинктами, а они - имперские.

Мы живем в эпоху господства циничной политтехнологии, не знающей никаких сдерживающих мотивов, ничего святого. Страсть к власти заменила мировоззрение и национальную идею. За деньги покупают власть, а из власти делают деньги.

Трудно противостоять этой “политике”, поскольку она не рассчитана на то, что противники придерживаются каких-то принципов и норм морали. В этом уязвимость всех, кто противостоит такой политике. Но политтехнологи ориентируются на ближайшую конъюнктуру, их не интересует и в принципе не может интересовать будущее страны и народа, тем более народов России, они стремятся за короткое время выжать из власти все, что можно. Успеть обогатиться, а для этого централизовать финансовые потоки. Если для этого им нужна война, они ее начинают, если нужно сделать еще один дефолт, и это сделают.

Многие думают, что война идет где-то там, что это вовсе и не настоящая война, а антитеррористическая операция. Политики решили, что если не показывать по телевидению боевые действия, то и нет никакой войны. На самом деле бомбы, которые сбрасываются в Чечне, взрываются в каждом городе России. Они взрываются в наших душах, разлагая общество. В такой войне бывает только поражение. Политтехнологи посеяли ветер, начав пусть ограниченную, но гражданскую войну - пожинать будут фашизм, причем по всей стране. Это агония империи.

Россию разрушает процесс централизации и унификации всего и вся. В своей истории она дважды создавала систему жесткого централизованного управления. Первый раз - после отмены крепостного права, в результате чего получили революцию. Второй раз коммунисты создали плановую экономику и государство с тотальным контролем над гражданами и прессой. В результате получили “перестройку” и распад СССР. Третий раз Россия наступает на любимые грабли. “Вертикаль власти” - это харакири. Федеральная власть с редким упорством продолжает этот жуткий ритуал самоубийства.

Центр будет бороться с республиками и попытается превратить их в административные территории, а народам оставить национально-культурные автономии, чтобы потом покончить и с национально-культурной автономией. Будут “мочить” новую редакцию Конституции Татарстана”.

А ведь такое может случиться и на самом деле!..

Последний (пугающий здравого человека) симптом того, что республикам и их конституциям не поздоровится, обнаружился недавно и в выдвинутых В. В. Путиным условиях объединения, вернее, вхождения Белоруссии в Россию. Всмотритесь, вот вам апогей игнорирования белорусов как нации: “Согласны ли вы, что Россия и Белоруссия объединяются в единое государство на фоне ... равенства регионов России и Белоруссии как субъектов единого государства?” Итак, белорусам предложено войти в Россию как сумме областей и “населения” и им обещано равенство со Смоленской, Тамбовской областями. А куда же денется государство Белоруссия? А туда же, куда загремят Татарстан, Башкортостан и все другие. Будьте уверены, перед таким предложением ряды Лукашенко и Шушкевича сомкнутся.

Если для России и русского народа есть благо окончательно оттолкнуть Белоруссию от России (а заодно и Калининградскую область), то кремлевские мудрецы попали в самую десятку, переплюнув всех сионских мудрецов.

Мне представляется, что затронутая автором проблема о централизации, унификации, в конечном счете “империализации” России более сложна и поучительна. Участь сверхцентрализации постигала Россию не дважды, как пишет Советник, это ее многовековая судьба. Русское государство тысячу лет формировалось под трехсторонним беспощадным давлением с запада, юга и востока (а это уже наши предки - тюрки), нередко бывая на волосок от гибели. Поэтому русский народ (впрочем, как и мы, тюрки) тысячу и более лет живет и привык жить военным лагерем, соборно, а не свободным обществом, как позволяет себе Европа последние несколько столетий. Где была кульминация нашествия тюркских кочевников на Запад? В России. А где была кульминация наполеоновского нашествия Европы на Восток? В России. (По существу это и была первая мировая война нового времени). Где был эпицентр первой и второй мировых войн? Вновь в России. Находясь в чрезвычайно экстремальных условиях перед лицом первой мировой войны, перед лицом крайнего недовольства народа, крестьянства, все русское общество было в напряженном поиске спасительной правды, указующей путь к самосохранению. Народу, столетиями воспитанному в государстве, представляющем собою военный лагерь с жесткой иерархической, бюрократической системой управления, а не гражданское общество, необходима была единственно верная правда, а ее интеллигенции - единственная и вечная истина. И они обрели ее в теории диктатуры пролетариата, которая дала “тотальную истину”, объясняющую все от атома и клетки до дарвинизма и коммунизма. Порождение Европы - марксизм - именно этой своей научной всеохватностью, с одной стороны, и милым сердцу русского человека со времен Болотникова, Разина, Пугачева призывом “все отнять у богатых”, с другой стороны, оказался весьма кстати стереотипам мышления народа-завоевателя, вынужденного все время защищать свое необъятное имущество. Странно, как будто бы интересы беднейших слоев народа, стремящихся все отнять у богатых, и самой радикальной части российской интеллигенции, жаждущей обрести вечную и незыблемую истину, сошлись на марксизме. Но итогом этого союза стало … полное уничтожение почти всей российской, в первую очередь русской, интеллигенции, создавшей культуру, сопоставимую лишь с культурой античности, эпохи Возрождения или с французским просветительством XVIII века. И ныне мы с болью вынуждены наблюдать, как люди, которые сто лет тому назад не смогли бы попасть в переднюю русских интеллигентов, подлинных аристократов духа, заправляют всей “культурой”, засоряя мозги народа таким суррогатом псевдокультуры, который не оставляет в его душе места ни для нравственности, ни для надежд на будущее.

Мне, башкиру, непостижимо терпение русского человека, который на экранах телевидения годами изо дня в день лицезреет одних и тех же клоунов от политики самых немыслимых расцветок и “специальностей”, не испытывая потребности хотя бы изредка слышать тех русских писателей и мыслителей, например В. Распутина, которые стали совестью русской культуры в это очередное окаянное время. Поистине, “нет повести печальнее на свете”. Даже в самые лихие периоды советского времени не происходило столь гнусного вытаптывания подлинно русской национальной культуры.

Разумеется, и советский, российский вариант марксизма, укрепивший стереотипы тоталитарного, имперского мышления русского общества, и ветхие идеалы самодержавности - уже музейные экспонаты. Но их следы в наших душах быстро исчезнуть не могут. Эти стереотипы еще не раз будут вводить нас в явное и скрытое заблуждение, вызывая негативные экономические, социальные и политические последствия.

Разве не голосовал народ за Бориса Николаевича в надежде, что уж он-то отнимет все привилегии у партноменклатурщиков и раздаст народу? А второй раз “технологи” сумели с помощью самого же Зюганова выставить такое пугало коммунизма, а электорат был поставлен в такие условия, что для голосования ему не понадобилось ни сердца, ни мозгов.

Похоже, что ненавистные Советнику и всем нам шулера-технологи нашими примитивными стереотипами мышления и инстинктами воспользуются еще не раз как по частям, так и целиком.

Несправедливо лишь упрекать русских в шовинизме и империализме. Сильное, централизованное государство - это их (теперь и наша) кожа, защитный панцирь, спасительный инструмент, который теперь ослаблен и на тысячи километров зияет почти открытыми границами. И нужно хотя бы догадываться, как может воспринимать истинно русский человек в это трудное для него время упреки со стороны того, кто еще сам не избавился от собственных великотатарских (точнее, великоордынских) амбиций спустя четыре с половиной века после падения Казани.

Во всем этом многообразии проблем разобраться сможем лишь мы сами, создавая на этой основе свое, российское, а не американское или какое-либо иное, демократическое гражданское общество. Одним из необходимых, хотя и далеко не единственных, условий этого процесса является существование народов России (наше отличие от Америки) как наций, а не просто как части “общероссийского населения”. Если это условие не удастся обеспечить, то национальный вопрос еще не раз может послужить той банановой коркой (любимое выражение В. И. Ленина), на которой страна поскользнется.

Критика тоталитаризма, шовинизма, инерции имперского мышления, защита демократии и федерализма должны укреплять, а не разлагать Российское государство. И это касается не только национального вопроса, но связано со многими другими экономическими, социальными и политическими проблемами. Разнузданность СМИ, особенно телевидения, густо замешанная на хамстве, холопстве, лжи в погоне за голосами электората, готовит почву не для демократии, а для нового тоталитаризма.

Грядут выборы, бедствие наше. Вновь возрастет в повседневной жизни фактор хамства. С содроганием ожидаем мы появления на экранах и страницах центральных газет таких… “правдолюбцев” и “честных” людей, как Доренко. В стране нашелся лишь один мужчина, который поставил его на место хотя бы в своем доме, хотя бы на время. Остальные оказались перед лицом хама “законопослушными политтехнологами”, а жаль.

И на местах найдется немало лжецов, которые с остервенением выплеснут на нас всю свою злобу и грязь.

И в каком-то смысле я согласен с мечтаниями Советника о “Большом (и великом!) Татарстане”, где ученые, политики, деятели культуры, избавившись от обветшалых амбиций, стеною бы стояли за права всех народов России, дальше развивали бы как науку, так и великое тюркское, в том числе татарское, культурное наследие, не спотыкаясь ни о башкир, ни о кряшен. Для этого есть все предпосылки. Восторг Советника перед татарским культурным наследием второй половины XIX века, и особенно начала ХХ века, корнями уходящего далеко и глубоко на Восток, а листьями греющегося на солнце блистательной русской культуры XIX века, невозможно не разделять. Не было бесплодным и советское время. Если бы русская интеллигенция была более чуткой к татарской культуре, то она сегодня должна была бы слушать романсы Р. Яхина с таким же трепетом и восхищением, с каким мы слушаем романсы Чайковского и Рахманинова. Это верно, что примеров такого высокого и тонкого творческого полета в нашей профессиональной музыке, литературе, искусстве пока не так много. Но мы вправе жить ожиданиями этого взлета. Кто мог вообразить в начале XIX столетия, что через полвека русская классическая литература и музыка станут венцом всей мировой культуры? И наши тюркские народы тоже кровью и потом написали поистине величественную историю. Мы вправе ждать теперь тех, кто это напишет пером в виде исторических книг, романов, опер, симфоний в понятной для всех форме и на соответствующем уровне. И этот процесс уже начинается. Только внимание молодежи не должны отвлекать всякие там алдар-хамы, извращающие и прошлое, и настоящее наших народов. Живым примером для них должны стать такие, как Чингиз Айтматов, который проблемы, чаяния, чувства, мысли, культуру своего народа сумел отразить в контексте и на фоне всей мировой культуры. Завоевал киргизскому народу бесчисленное множество друзей во всем мире, а не наживал ему врагов. Мы должны жить в ожидании таких личностей, такой молодежи. Они нужны всем, русским в том числе. Но для этого необходимо не показное, не словесное, а подлинное уважение и знание собственной истории, собственных языков и культур. А с этим у нас далеко не все благополучно.

На декларации об уважении народов, их языков мы не скупимся. Но то, что значительная часть многонационального населения нашей страны не уважает язык друг друга, а часто и собственный родной язык, обнаруживается при реализации законов о языках как в Татарстане, так и в Башкортостане.

Прислушайтесь, как прекрасна татарская речь в устах ребенка! Но сколько родителей, которые, сами владея родным татарским языком, лишают собственного ребенка этой красоты. Находится немало и таких, кто возражает против того, чтобы их ошибка была исправлена в школе! Аргумент? Пусть ребенок изучает английский, на худой конец, лучше усваивает русский или арифметику.

Еще больше проблем и шума возникает тогда, когда в школах русским детям предлагается изучение татарского или башкирского языков. Вот тут уж аргумент в пользу английского действует в полную силу. Некоторым родителям кажется, что изучение татарского или башкирского языка является нарушением прав их ребенка. Они не догадываются задать себе элементарный встречный вопрос: а не является ли изучение русского языка нарушением прав татарских, башкирских, марийских детей? Разумеется, знать английский - великое благо. А если ваш ребенок будет знать элементарные основы татарского и башкирского языка, не легче ли будет ему достичь с теми же татарами и башкирами, с которыми ему ох как часто придется иметь дело, взаимопонимания, дружбы, взаимного уважения и доверия? Не надо быть врагом собственного ребенка, надо понимать такие элементарные вещи.

Как правило, упрощенно о языковых делах судят те, кто знает лишь один свой родной язык. Между тем человек, знающий два языка, легче овладевает третьим и далее по геометрической прогрессии. Язык языку и культура культуре не помеха. Мешает нам всем примитивизм мышления и въевшаяся в сознание привычка смотреть на кого-то снизу вверх (на англичанина, француза), а на кого-то и сверху вниз (на татарина, башкира, чукчу и т. д. по нисходящей линии). Все это тоже следы имперской истории … Советский Союз так легко не развалился бы, если бы русская интеллигенция, весь русский народ смогли сделать в советское время больше встречного движения к нерусским народам в смысле овладения их языками, понимания и уважения их культур. Ведь все остальные народы сумели за достаточно короткий исторический отрезок времени преодолеть очень большое расстояние навстречу русской культуре и языку. Думается, отчасти исправить это не поздно и сейчас.

А всем тем, кто намерен “бороться”, избрав театром военных действий “пространство” между татарами и башкирами, можно посоветовать глубже, непредвзято разобраться в истории наших народов и уяснить, к каким традициям близка их личная позиция. Был известный полковник Тевкелев, имевший большие заслуги перед Российским государством, но он увековечен башкирами как изверг. Был мулла Батырша, мишар, который в середине XVIII века без телеграфа, почты и даже дорог в современном смысле этого слова в один день и час поднял большую часть башкир на борьбу против колониального бесчинства, духовного насилия царских властей. Он принят нашим народом как самый верный сын. И в последующие века до сегодняшнего дня живы традиции обеих этих личностей. То же самое и среди самих башкир: продолжается традиция Салавата Юлаева, но не исчезла и традиция тех, кто собственного героя связал и выдал на расправу карателям. Все эти герои и антигерои вряд ли могли в то время, при своей жизни, адекватно оценить свои дела и поступки. Но история судит более сурово и точно, чем сам человек и его современники. Все это нелишне иметь в виду, рассуждая о балетмейстере Гаскарове и других.

В завершение хочется привести еще одну цитату:

“Я мечтаю о том, чтобы когда-нибудь, наконец, последняя империя на этой планете канула в Лету. Империя должна быть разрушена. В России должны восторжествовать демократия, федерализм, гласность, мир и свобода народов. Ради этого стоит жить и мечтать”.

Россия, будем надеяться, не Карфаген. Разрушение империи не означает дальнейшего дробления этого государства, ибо обломков будет слишком много, а желающих прибрать их найдется еще больше. Мало не покажется. Заранее не скажешь, кому какой кусок достанется - большой или не очень. Будем беречь целым то, что есть.

И последнее. Наивно думать, что империя будет “разрушена” тогда, когда в ней будет решен один-единственный вопрос - национальный. “Разрушение” России как империи - это глубоко созидательный процесс. “Империя” должна быть “разрушена” - в умах, но ни пяди своей земли народы России никому не должны и не могут уступить!

И золотоордынские амбиции должны последовать вслед за имперскими на свалку истории, оставив место для подлинной, равноправной дружбы между русскими, татарами, башкирами и всеми другими народами России.