Фарфор России: имена и вехи

Наряду со знаменитыми западными фарфоровыми брендами, такими как Севр и Мейсен, с XVIII начинает развиваться русское направление керамического производства. Оно на весь мир заявляет о себе такими громкими именами как Гарднер, Попов, Кузнецов, которые наряду с ординарной керамикой создавали настоящие шедевры, поражая искушенную публику всего мира мастерством, тонкостью и красотой на международных выставках.

Первым, кто превратил кустарное ремесло в производство, стал Афанасий Гребенщиков – в 1724 году он основал в Москве завод по выпуску изделий из фаянса. Изделия были массивными, с европейскими и китайскими мотивами росписи, но пользовались спросом в высшем обществе.

Настоящее поступательное развитие производства фарфора началось в России, когда два ученых-сподвижника, М.Ломоносов и Д.Виноградов, изобрели в 1748 году на основе гжельских белых глин опак – высококачественную разновидность фаянса. Он был тонким, пропускающим свет и почти не впитывающим влагу, звенящим при прикосновении, и давал возможность изготавливать посуду необыкновенного изящества и красоты с нанесением узора любой сложности. Этот материал стал основой для дальнейшего развития фарфоровой промышленности.

Знаменитым кузнецовским фарфором, сильно потеснившим своей отменной продукцией на российском и среднеазиатском рынке конкурентов с Востока и Запада, дореволюционная Россия обязана основателю династии – уроженцу Гжели Матвею Кузнецову. Он подходил к производству фарфора не только как к бизнесу, но и как к науке и искусству. Промышленник ставил задачу объединить керамистов России, организовывал съезды производителей, стал создателем Союза фарфористов. Несколько знаменитых русских фарфоровых заводов, у которых по разным причинам расстроились дела, передали их под управление «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова». Среди них: предприятие Франца Гарднера (сегодня – «Фарфор Вербилок»), получившего почетное право изображать на своих изделиях московский герб за изготовление уникальной посуды для императрицы Екатерины II; завод Ауэрбаха (ныне – Конаковский фаянсовый завод); «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске» (в наше время – Первомайский фарфоровый завод). Всего Кузнецовская империя с предприятиями в России, Прибалтике и Малороссии включала в себя 18 заводов, выпуская на рынок продукции более чем на 11 миллионов царских рублей. Причем продукция эта неоднократно удостаивалась высоких наград на международных выставках.

Говоря о российском фарфоре, нельзя не упомянуть имя Алексея Попова и его Поповскую мануфактуру, где наряду с обычной посудой для трактиров изготавливались художественные изделия необычайной красоты и изящества. Например , изумительные по пластике и тонкости подглазурной и надглазурной росписи фарфоровые статуэтки, пополнившие собой сокровищницу мирового искусства.
Некоторые предприятия – Императорский фарфоровый завод, Гжельский, Дмитровский (Вербилки), Дулевский, Южноуральский и другие, – пережив после революции 1917 года нелегкие десятилетия упадка, вновь возродились к жизни, и сегодня их мастера продолжают легендарные традиции русского фарфора.

Источник

Благодарим специалистов мастерской «Русская Майолика» за предоставленные материалы.

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

9