Абу Наджм Ахмад ибн Ахмад ибн Каус Манучехри Дамгани

Абу Наджм Ахмад ибн Ахмад ибн Каус Манучехри Дамгани

(دامغانی منوچهری قوص ابن احمد ابن احمد اَبوالنَّجم)

Точная дата рождения поэта неизвестна [1000 –(?)], но он моложе Унсури и Фаррохи. Начал писать стихи в Горгане, где правил Манучехр бен Кабус (قابوس بن منوچهر), сын знаменитого Кабуса. Поступив к нему на службу, Мунучехри принял своей нисбой его имя.

Примерно, после 1034 года он направился в Газни, так как город пользовался громкой литературной славой. Вероятно, это случилось после смерти султана Махмуда, поскольку в восхвалениях поэта фигурируют, в основном, сын и приемник Махмуда – Мас’уд. В Газни Манучехри творил до самой смерти Мас’уда и умер сравнительно молодым в 1040 или 1041 году, вероятно, во время крушения Газневидского государства.

До нас дошел его диван, который издан известным иранским филологом Дабиром Сияги (سیاقی دبیر). Как и два упомянутых выше поэта, Манучехри великолепно владел техникой стиха, но наиболее существенным было то, что он являлся основателем (предположительно) новой формы стихосложения, именно: строфической поэзии – мусаммат (مسمط от арабского слова «самат» - سمط – подвешивать или «симтун» - подвеска).

Такое стихотворение многочастное, слагается из нескольких строф, каждая строфа состоит из трех бейтов. Эти бейты имеют необычную для касыды и газели рифмовку. Например, касыда, газель < а --- а

b --- a

c --- a

-----

x --- a

Манучехри рифмует свои бейты следующим образом < количество бейтов ограничено тремя: a --- a

  1. ая строфа (یکم بند) a --- a

a --- b

-------------------------

c --- c

  1. ая строфа (دوم بند ) c --- c

c --- b

-----------------------------

… и так до 6 – 8 строф (предположительно, конечно).

Это первый тип мусаммата. 2-ой тип встречается реже. Он строится по типу масневи (3 бейта в каждой строфе). Поскольку в каждой строфе по три бейта, этот стихотворный размер получил название мусалляс (مثلث). После Манучехри строфическая поэзия распространялась все больше и больше, пока не стала излюбленной, ведущей формой лирики. Особенно, с XV века.

Разумеется, поэты не останавливались на этих двух типах, предложенных Манучехри, и всячески видоизменяли и разнообразили строфы. Можно ведь увеличить количество бейтов и получить новые стихотворные размеры, например: «мурабба» (مربع), «мухаммас» (مخمس) – особенно, предпочитаемый размер поэтами Средневековья – и т.д. до 8. Наконец, изобретательный ум средневековых формалистов дошел до того, что строфу стали делать не по бейтовой структуре, а по одинарному стиху.

После Манучехри стихотворные формы развивались, в основном, по двум направлениям. Например:

I ------------------ II --------------------

 

Разница между двумя типами проявляется в рифмовке последнего стиха (строки). В первом случае каждая строфа оканчивается одинаково. Этот менее распространенный тип называется «таркиб» (ترکیب). Во втором случае, более сложном, конец первой строфы рифмуется с концом второй строфы, но они уже различны по содержанию. Такое вот разнообразие. Строфическая тематика совпадает с тематикой газели и касыды, то есть, она является просто формальным усложнением прежней тематики.

Но сам Манучехри выбрал для своей формы вполне определенную тематику, а, именно, пиршественную. «Мусамматы» Манучехри, вероятно, являлись застольными песнями на пирах. Поэт интересен не только как реформатор стиха, но также мыслями, которые он вкладывал в свои стихотворения. Конечно, у него, как у придворного поэта, много стихотворений, прославляющих кутеж и чувственные наслаждения, но вместе с тем его нередко посещали глубокие серьезные мысли.

Вот образец легкой поэзии Манучехри для одного из газневидских вельмож:

نه فزون و است چیز سه احرار مجلس در

کبابست و ربابست و شرابست سه هر آن و

نرد نه و دفتر نه را ما بود نقل نه

است صواب نه در ما مجلس بدین سه هر وین

ببازار نقل و بود بدبستان دفتر

است خراب خرابه که بجائ نرد وین

کبابیم و ربابیم و شرابیم مرد ما

ربابست و کبابست و شرابست که خوشا

(На собраниях благородных есть только три вещи, других нет,

Эти три: вино, рубаб и кебаб.

Нет у нас историй, книг и нардов,

И эти три вещи нашим собраниям не приличествуют.

Книги для школы, беседы для базара,

Нарды для трущоб.

Мы же поклонники вина, рубаба и кебаба.

Как хорошо, что существуют (на свете) вино, кебаб и рубаб).

 

В стихотворении настолько прозрачно воспевается гедонизм, что хочется предположить содержание в нем скрытой сатиры.

А вот другой образец. Такого рода стихотворение (фрагменты) предполагает указание признаков лица, не называя его имени:

Загадка свечи (شمع لغز)

خویشتن جان فرق میان بر نهاده ای

بتن زنده تو جان و بجان زنده ما جسم

-------------------------------------------

--------------------------------------------

همی مانم ترا مر هم من و مانی مرا تو

انجمن دوستان دوهر خویشیم دشمن

دوستان مراد بر دو هر سوزیم خویشتن

حزن اندر ما و ما از راحتند در دوستان

گذار در دو هر دو گریانیم و هر دو زرد و هر

هر دو سوزانیم و هر دو فرد و هر دو ممتحن

همی بینم سرت بر نهادم دل در من آنچه

وطن دارد دلم در نهادی سر بر تو وانچه

-----------------------------------------------

بمهر خوانم همی تو بر من و تابی همی تو

حسن القاسم أبو دیوان روز تا شبی هر

عنصری زمانه اوستادان اوستاد

فتن بی دینش و غش بی دل و عیب بی عنصرش

(О ты, возложившая свою душу на макушку головы * Наше тело оживляется душой, а твоя душа оживляется телом * -------------* --------------* Ты похожа на меня, я – на тебя * Мы оба себе враги, а обществу друзья * Мы оба сжигаем себя по желанию друзей * Мы оба плачем, желтеем, таем * Мы оба горим, дичаем в одиночестве, горюем * То, что я положил на сердце, вижу на твоей голове * А то, что ты положила на голову, запечатлелось в моем сердце * -------------------- * Ты светишь ярким светом, я же благодаря тебе читаю с восторгом * Диван стихов Абу-ль-Касима Хасана каждой ночью до утра * Унсури – устад из устадов эпохи * Его основа без изъяна, душа – безупречна, вера – непоколебима).

В этом стихотворении выражена довольно передовая идея о назначении поэта в обществе.

Еще одним поэтом Газневидского круга является Абу Назар Абд оль-Азиз бен Мансур аль-Асджади аль-Марвази (مروزی عسجدی). Он был современником вышеупомянутых поэтов. Сведений о нем сохранилось мало. До нас дошло от него всего около 300 бейтов. Из них две полных касыды, несколько газелей, а в остальном – отрывки. Все это собрал молодой иранский филолог Тахери Шехаб (شهاب طاهری) и издал в 1955 году в Тегеране с предисловием Саида Нафиси (نفیسی‎ سعید).

В свое время Марвази был чрезвычайно популярен. Он упоминается в одном ряду со знаменитостями персидской литературы. Отличился особой изощренностью в стихотворной форме. До нас дошли его касыды, построенные на приеме звуковой инструментовки, когда одно слово повторяется 2 – 3 раза в первом полустишии, другое слово повторяется 2 – 3 раза во втором полустишии и т.д. Этот прием называется «текрар» (تکرار). Например:

ابریوار بارم همی قطره قطره باران

وار سیل چشمم ازین خیره خیره روزه هر

خجل شده باران قطرئ قطره قطره زان

یار هجر ز من دل خیرئ خیره خیره ان ز

(Я лью слезы капля за каплей, как из тучи * Каждый день потоком льется печаль из моих глаз * Стыдно за этот беспрерывный дождь * Из-за этой печали грустит мое сердце из-за разлуки с другом).

В поэзии Марвази также встречаются глубокие и серьезные мысли. Например, в «Жалобе на судьбу» (روزگار از شکایت) он сетует на несправедливое устройство жизни, конечно, в очень общих выражениях.

Итак, между Газневидским и Саманидским кругами поэтов принципиальной разницы нет. Первый является естественным продолжением второго. Но имеются, разумеется, различия в живости изображения, в усложнении формы, в критической подаче мыслей. В этот период новаторство стихотворной формы сделало свои первые шаги.

------------------- * ------------------

В 1040 году произошло очень важное событие в жизни народов Передней Азии. В этом году произошла битва между Ма’судом Газневи и турками-(огузами) сельджуками (اغوز), в которой газневид потерпел полное поражение. Во главе огузов, родоначальником которых являлся Огуз-хан, некогда стоял Сельджук (سلجوق) и вся последующая родословная огузов называлась сельджуками (سلجوقیان‎). В 1025 году сельджуки обратились к Махмуду с просьбой о выделении им земель на территории Газневидского государства, а именно, в Хорасане.

Махмуд удовлетворил просьбу. Тогда же наряду с огузом появился термин туркмен (ترکمان). Вскоре, однако, туркмены обрели достаточную силу для того, чтобы при Ма’суде справиться с газневидами. Туркмен всячески поддерживало городское население Хорасана, задавленное тяжелыми поборами. Среди городского населения, его нижних и средних слоев, получило распространение суфийское религиозное движение.

Короче говоря, Ма’суд почувствовал опасность со стороны сельджуков и решил покончить с ними одним ударом. И хотя он собрал огромную армию, ему все-таки не удалось победить огузов. В местечке Данданакан (دنداناکان) его армия была полностью разгромлена. Туркмены в короткое время захватили Хорасан, а затем и всю империю. Сельджуков возглавляли два брата Тогрул-бек (بیک طغرل) и Чагры-бек (بیک چغری). Братья поделили ответственность в управлении новым государством. Тогрул-бек взял на себя завоевательную политику, Чагры-бек 0 за внутреннюю политику. В вассальную зависимость от сельджуков Газни попали Караханиды и ряд закавказских княжеств.

В это время появляется ряд литературных центров. Один из них внутри сельджукского государства (в Газни). Он, особенно, расцвел в период правления Баграм-шаха (1118-1152). Другой центр сложился в Мавераннахре под властью Караханидских правителей, вассальных сельджукам. В разных столицах поэты и ученые состояли при дворе т.н. Великих Сельджуков. Такая же картина наблюдалась в городах Закавказья и княжествах (например, Ширван).

В это время разворачивается в персидской литературе новое творческое течение. В данный период происходит стремительный рост городов. Усиливается роль городского купечества. Оно рождает запрос на новые литературные течения, которые характеризуются антиаристократической направленностью. Так как в Средневековье любое движение против «верхов» облекалось в религиозную форму, то и новые литературные течения выступали под религиозной оболочкой.

Наиболее мощными течениями были исмаилизм и суфизм. Во главе первого течения стоял Насири Хосров (حصرو نصیری). До монгольского нашествия подобное движение имело место при хорезмшахах. Монгольские завоеватели нанесли огромный ущерб цивилизации Передней Азии, и, особенно, от них пострадали рассадники культуры – города.

В придворной или аристократической литературе периода правления сельджуков не произошло качественных изменений, если исключить возникновение нового усложненного риторического стиля. В конце концов, этот стиль существовал вне отрицания этой литературы. Но вот, в сфере сектантской, не придворной литературы, появляется нечто новое. Радикально меняется сама новизна. Рождается антикасыда, антипанегирик и прочие формы, принципиально противоположные аристократической литературе.

Ислам никогда не был единым. Он состоит из множества направлений, часто антагонистичных. (Бартольд В.В., «Ислам», «Мусульманский мир», «Культура мусульманства».) Поначалу в конфронтацию вступили мусульмане северо-запада и юго-запада. Они разделились на шиитов и суннитов. (سنه сунна – обычай, سونی сунни – суннит). [شیعه партия, شیعی – шиит]. После того как восторжествовали сунниты, начался распад внутри обоих движений.

Первая Буидская династия была шиитской. Все остальные династии до Сефевидов были суннитскими. В этот период шиитство сохранялось только в прикаспийских провинциях. Начиная с Сефевидов Иран – шиитский. В Средней Азии все династии, начиная с Саманидов и кончая последними бухарскими эмирами – суннитские.

В суннитском лагере с VIII века установилось четыре толка. Юридически их приверженцы считались правоверными, хотя в действительности они враждовали друг с другом. Толки различаются, в основном, с юридической и обрядовой точек зрения.( فقه – юриспруденция, فقیه – юрист). Итак, четыре толка (مذهب): ханифитский (حنیفی), шафиитский (شافعی), ханбалитский (حنبلی) и маликитский (ملکی).

Для Ирана важны первые три толка. После монгольского нашествия ханбалитство прекратило свое существование. Оно считается наиболее реакционным, а шафиитство – наиболее либеральным. Все эти противоречия находят отражение и в литературе. С точки зрения шиизма такого деления нет, но внутри суннизма происходила борьба приверженцев разных толков на почве догматики.

I-ый период в этой борьбе знаменует столкновения на почве антропоморфизма (человекоподобия). Такое представление о боге было свойственно, в основном, ханбалитам.

II-й период характеризуется расколом (اعتزال). Раскольник по-арабски: معتزلی. Религия му’тазилитства развивается на основе философского вольнодумства.

В III-й период проявляет себя вышедшее из недр му’тазилитства ашаритство (الکلام علم). Название учения происходит от его создателя в Х веке Абу-ль-Хасана аль-Ашари (الأشعري‎ الحسن أبو). Учение победило во второй половине Х1 века в Сельджукском государстве. Здесь его внедрял знаменитый визирь Низам оль-Мульк (الملک نظام). Методологией Ашари стала философия, которой пользовались му’тазилиты. Он доказывал истинность религиозного учения логическими методами. Это учение развил Абу Хамид аль-Газали ( الغزالى‎ محمد بن محمد حامد ابو). Он умер в 1111 году.

 

В шиизме существует два основных направления: 1. Имамиты или двунадесятники (امامیه - عشری إثنی) и 2. Исмаилизм или семиричники (إسماعیلیه – سبعیه). В обоих направлениях первым имамом считается Али (طالب أبي بن علی), как и последующие 6 имамов: [Хасан ибн Али - علي بن الحسن, Хусейн ибн Али – علي بن الحسين, Али ибн Хусейн аль-Асгар («младший»), или Зайн аль-Абидин («украшение рабов божьих») или Имам Саджад – الحسين بن علي, Мухаммад ибн Али аль-Бакир - علي بن محمد, Абу Абдуллах Джафар ибн Мухаммед ас-Садик – الصادق محمد بن جعفر,

После смерти Джафара ас-Садыка его приверженцы разделились на несколько общин. Со временем большинство признало законным имамом его сына Мусу аль-Казима, ставшего седьмым в ряду шиитских имамов. Однако еще раньше часть шиитов признала имамат другого сына Джафара – Исмаила (умер в 762 году), положив начало расколу внутри шиитов – выделению исмаилитской ветви. Основная часть исмаилитов стала верить в седьмого имама Мухаммеда, сына Исмаила. По этой причине секта стала носить название «семеричников».