Распявшие Христа

Христос, иудеи и христиане первых веков… Видимо, от любви к своему народу, любви, слепящей глаза, как слепит яркое солнце, но думаю, что Древняя Русь все же была душевно приуготовлена к принятию христианства. Российские народоведы-атеисты, благотворящие язычеству, нежели христианству, похоже, грешили перед правдой, когда толковали о том, что Русь крестилась копьем и мечом, что русский народ противился Святому Креще­нию и яро отстаивал болванов, деревянных и каменных. Какая уж ярость, коль так быстро улетучились из памяти былые идолы?!

Доказательством того, что ветхий русс был предрас­положен к принятию христианства, может служить и само избрание веры равноапостольным князем Владимиром, который до крещения жил закоренелым язычником, плотски ублажая пять жен и тьму наложниц. А ведь Древняя Русь могла духовно облачиться и в мусульманство, а скорее всего, в иудаизм, по примеру несчастной Хазарии, но само Божие Прови­дение, кое душа русская чудом сумела услышать, даровало Руси Православие. В «Истории Государства Российского» Николая Ка­рамзина по сему поводу записано: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, — ответствовали проповедники, — но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым ". "И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?— сказал Владимир;— мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. (...) Нетрудно было уверить язычника разумного в великом превосходстве Закона Христианского. (...) Христианство, представляя в едином, невидимом Боге Создателя и Правителя вселенной, нежного Отца людей, снисходительного к их слабостям, и награждающего добрых — здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, — удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой».

Избрав спасительное цареградское Православие, русские, будучи титульной нацией в многонациональной Российской Империи, терпимо относились к исламу, буддизму и даже шаманизму …блуждают во тьме… и настороженно, а порой и воинственно – к иудаизму, ибо, согласно Евангелию, кровь Спасителя мира и на потомках распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:23, 25). Неприятие иудеями Христа Спасителя породило не токмо церковное, а и мирское, политическо-идеологическое противостояние двух народ, еврейского и русского; вот почему в очерке о русской этике изрядно страниц посвящано иудаизму.

Еврейский народ по сладострастию и впадал в языческое идолопоклонство, падал ниц перед Золотым тельцом, перед похотливым Баалом, и блудной Астартой, тем не менее, среди землян лишь евреи за шестнадцать веков до Рождества Христова верили во единого Бога Иегову, и пророки еврейские проповедовали грядущего Мессию Иисуса Христа, провидя и подробно описывая путь Спасителя от Рождества до распятья на голгофском кресте. И хотя иудеи, случалось, побивали пророков каменьем, убивали между храмом и жертвенником (Мф. 23: 35), но и водилось средь евреев изрядно единобожьх праведников, отчего и народ сей стал богоизбранным, и Господь именно евреев избрал для Своего вочеловечения. Не случайно же Иисус Христос назидает самарянке у колодезя: «Вы [язычники] не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». (Ин.4:22) А на вопль хананеянки о помощи Господь отвечал: «…Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… (Мф.15:24) …Нехорошо взять хлеб у детей (у богоизбранных евреев. – А.Б.) и бросить псам (язычникам-бесопоклонникам. – А.Б.)». (Мк.7:27)

Иисус Христос сердечно любил Моисеево племя, избрав сей народ для Своего земного воплощения – «...пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11), а посему горькие слезы туманили взор Спасителя, провидящего, что сей народ и предаст Его на крестные муки, и кара Господня падет на иудеев, полуистребленных язычниками, забитых в рабские колоды, рассеянных по миру; а от величайшего града Иерусалима не останется камня на камне. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37) «И когда приблизился к городу [Иерусалиму], то, смотря на него [Иисус Христос], заплакал о нем. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». (Лк.19:41-42) В столице мира, позднем языческом Риме, что дом, то содом, что двор, то гомор, что улица, то блудница, но и величайший город Иерусалим, о коем плакал Господь, одолевали языческие страсти, отчего попущением Божиим город обратился в руины.

Когда Иисус Христос, согласно провиденью вехозаветных пророков, на осляти въезжал в Иерусалим, чтобы праздновать Пасху, иудеи восторженно вопили: «…Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в Вышних!» (Мф.21:9) Вопящие опрометчиво узрели в Царе Небесном царя Иудейского, что освободит евреев от римского владычества и великие богатства мира низложит к их ногам; моисеевы потомки вообразили, что, видимо, сбывается древнее пророчество о иудеях и о столице иудейской: «И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. (Библия, Исход 60, 3-14, 21).

Но, похоже, вопящие Иисусу Христу «осанна» забывали, что речь в пророчестве шла лишь о духовном господстве иудеев над миром, и лишь при случае, если «…народ твой весь будет праведный».

Малое время истекло и вопящие «осанна», разочаровались во Иисусе из Назарета Галилейского, ибо, впадающие в языческие похоти, ждали царя земного, а дождались Царя Небесного, ибо ждали шолом – роскошное житье на земле, а Иисус Христос сулил им лишь Царствие Небесное, да и то, коли покаются во грехах. И посему отныне и довеку Мессия, Спаситель мира стал для иудейской черни обманщиком, а для фарисеев и книжников – бунтовщиком и еретиком, основателем Назарейской ереси. Чернь уподобилась Иуде из города Кариота, который «мечтал о власти, богатстве и наслаждении, а Божественный Учитель проповедовал о смирении, бедности и страданиях...» (Александр Лопухин.) Иуда же, даже будучи Христовым апостолом, воровал деньги из скудной апостольской казны, кою ему доверили, а затем предал Христа в руки убийц, за что Господь покарал Иуду, подобно его соплеменникам, рассеянным по миру.

Протоирей Александр Мень, будучи из евреев-выкрестов, в проповеднических сочинениях обличительно отзывался о религиозных воззрениях своих единокровцев: «В иудаизме нередко понятие Царствия Божиего связывали с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле». Обогащение любым способом …деньги не пахнут… и посему их молитвы стали напоминать воровские заклинания: Господи, прости, в чужую клеть пусти; подсоби нагрести, да и вынести.

Мысль выходца из иудеев, протоирея Александра Меня подтвердил и русский идеолог, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: "Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, га­рантированного им самим фактом рождения, на господствующее по­ложение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной". (Мит­рополит Иоанн. Самодержавие духа. СПБ, 1995.)

Иисус Христос поведал апостолам притчу о еврейском народе: «…Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Мф. 21: 33-41)

В «Законе Божием» протоирея Серафима Слободского притча сия толкуется так: «Хозяин дома, это Бог. Виноградник – это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника – Закон Божий, данный через Моисея; Точило, куда стекал сок винограда – жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня – храм иерусалимский. Виноградари – первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина – Св. Пророки. Сын Хозяина – Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников».

К слову помянуть реченное ранее, что в язычниках Христос узрел большую веру, нежели в сынах Давидовых, что выразилось в притче о милосердном самарянине, в беседе с самарянкой, в случае исцеления десяти прокаженных.

На распятье Спасителя мира завершилась иудейская богоизбранность, а возродится ли в грядущих веках, о том лишь Бог ведает… О какой богоизбранности можно было говорить, ежели иудеи, избравшие шалом, даже храмы Божии обратили в базары: «…и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (МФ. 21:12-13)

Разочарование в Иисусе из Назарета Галилейского породило в иудеях ненависть к Сыну Божию, и чернь, вдохновленная первосвященниками, книжниками и фарисеями, безумно вопила римскому прокуратору Понтию Пилату: «…Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25) Иудеи, пославшие Христа на распятье, не пожалели и грядущих потомков, обагрив их кровью Царя Небесного…

Увы, иудеи, пронесшие Иегову сквозь долгие и тяжкие века, но распявшие Христа и поныне не сотворившие плод покаяния, уподобились засохшей, бесплодной смоковнице, запечатленной в Благой Вести. Увы, некогда богоизбранные, алча земных благ, пренебрегли Царствием Небесным, а посему святые апостолы обратились к язычникам, ибо в христианстве нет различия меж иудеем и эллином, а утверждается любовь и равенство всех перед Законом Божиим. Апостолы Павел и Варнава иудеям «с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян.13:46)

Вскоре пути иудаизма и христианства враждебно разошлись… Святой Лука, апостол от 70-ти, по преданию написавший иконы Царицы Небесной и первоверховных апостолов Петра и Павла, «…написал также книгу Деяния святых апостолов в 62-63 годах в Риме. (...) В центре повествования — Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29)» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский,[1] в «Послании к филадельфийцам» наставлял исповедников Христа: «…не допускайте иудейства. Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного иудейство. Если же ни тот, ни другой не говорит об Иисусе Христе, то они, по мне, столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие».

Не узрев Мессию во Христе, распяв Спасителя мира, иудеи ополчились и на учеников Христа, святых первоапостолов, выходцев из еврейского простолюдья; и первым священномучеником стал архидиакон Стефан, коего иудеи побили камнями и святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам; а следом иудеи одарили мученическим венцом и апостола Иакова Заведеева, старшего брата апостола Иоанна. В гонениях, избиениях христиан иудеи невольно побратались с нечестивыми язычниками, с которыми в добрые ветхозаветные времена брезговали даже молвить слово, дабы не оскверниться; и побивали иудеи, напомню, своих единородцев, евреев, что, уверовав, окрестившись, не Закон Моисеев проповедовали, но Благодать Христову.

В «Русском месяцеслове», что составил автор сего очерка, на день памяти святого Кирилла Александрийского (22/9 июня по ст. ст.) записано: «Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский (444), выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви (...) Опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. (…) Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя.)

А святитель Модест, архиепископ Иерусалимский, (память 31/18 декабря) был очевидцем того, как в 614 году от Рождества Христова иудеи вместе с войсками персидского царя Хозроя перебили 90 тысяч христиан и разрушили христианские храмы. Иерусалимский Патриарх Захария и множество христиан вместе с Крестом Господним были взяты в плен. Святой Модест, будучи временно управляющим Иерусалимской Церквью, с помощью Александрийского Патриарха Иоанна Милостивого восстановил разрушенные иудеями и персами христианские святыни, в том числе и храм Гроба Господня.

В помянутом «Русском месяцеслове» повествуется о святой мученице Матроне Солунской (память 9 апреля/ 27 марта), которая «была рабыней иудейки Павтилы, жены солунского военачальника. Павтила принуждала свою рабыню Матрону, неколебимо верующую в Христа, к отступничеству и обращению в иудейство. И поскольку святая Матрона не отступалась от Христа, то Павтила жестоко ее избивала. «Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: «Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?» Святая Матрона смело ответила: «Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил». (…) После этого иудейка постоянно и жестоко избивала христианку, оставляла связанной в каморке без еды и питья по нескольку дней, и наконец, так избила святую толстыми палками, что мученица Матрона предала дух свой Богу. Впоследствии святые мощи мученицы Матроны, помещенные в церкви ее имени, прославились чудотворением». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

Ветхозаветные евреи, истязая, истребляя новозаветных евреев- христиан, случалось, гибли скопом, плечом к плечу, когда в неком царстве-государстве вспыхивали гонения на Моисеево племя; чаще по причине еврейского ростовщичества, повергающее коренное население в нищету и отчаянье. Разумеется, обогащались сим дьявольским промыслом, очевидно, ветхозаветные евреи, ибо евреи христиане свято чтили заповедь Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». (Мф.6:19) Но властные гонители не утруждались межеванием евреев на иудеев и христиан, и в лад иронического присловья: били не по паспорту, а по лицу. Словом, евреи-христиане страдали и за тяжкие грехи своих лукавых и алчных соплеменников, но если иудеи проклинали своих гонителей, то евреи-христиане, в лад первомученику Стефану, коего иудеи забили камнями, молились за гонителей: «…Господи! не вмени им греха сего. (Деян.7:60), ибо не ведают, что творят.

В семидесятые годы от Рождества Христова, истомленные столетним рабством, евреи взбунтовались против римского ига; и при императоре Нероне, при императоре Веспасиане римские легионеры утопили Иудею в крови: вырезали полтора миллиона евреев, не деля на иудеев и христиан, а прочих угнали в рабство. Веками ожидавшие Мессию, евреи сквозь очеса, одурманенные языческими страстями, не разглядели Христа в Иисусе Назарее (пророке Иешуа), распяли Спасителя мира, за что Промыслом Божиим и были наполовину истреблены, наполовину порабощены, а величайший град Иерусалим разрушен дотла вместе с огромным храмом; и в святая святых, куда редко заходили и священники, не говоря уж о поганых язычниках, красовались языческие знамена римских легионеров, что для благочестивых иудеев было страшнее смерти.

Подобный языческий всплеск …словно вновь распяли Христа.. случился и на Руси, когда русские, подобно ветхозаветным иудеям, подняли пяту на Бога, за что, опять же подобно иудеям, Божиим попущением вскоре захлебнулись в крови братоубийственной войны, потом отечественной…

После осады и, по пророчествам Иисуса Христа, полного разрушения величавого Иерусалима, после второй иудейской войны, звезда древней Иудеи погасла. И может, вновь ярко вспыхнет, когда Моисеево племя, распявшее Христа, умучившее тысячи христиан, покается в сих смертных грехах.

* * *

Христианство против иудаизма… Иудеи не взросли духом от Ветхозаветного Закона к Новозаветной Благодати, что боговдохновенно запечатлел митрополит Иларион в безсмертном и великом сочинении «Слово о Законе и Благодати», созданном вскоре после Крещения Руси:

 

Вынес и Моисей с Синайской горы

Закон, а не Благодать, тень, а не истину.

(...) Видев свободная Благодать чада свои христианские,

обижаемые иудеями, сынами рабского Закона,

возопила к Богу: "Отринь иудеев с Законом их,

рассей их по странам.

Что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством!"

(...) И изгнаны были иудеи, и рассеяны по странам,

а чада благодетельные христиане наследниками стали Богу и Отцу.

(...) Ибо среди иудеев — самоутверждение, а у христиан — спасение.

(...) Ибо иудеи о земном радели, христиане же—о небесном.

(...) Христа славят, а иудеев клянут.

Народы приведены, а иудеи отринуты.

 

Православные христиане празднуют Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, и правила Александрийской пасхалии более полно изложил канонист XIV века, Солунский иеромонах Властарь: "Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые необхо­димо соблюдать: два из них узаконяют апостольское Предание, а два получили из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе – не праздновать с иуде­ями в один день. Третье – праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы». (Выделено мной. – А.Б.)

Правило 7 Святых Апостолов сурово и откровенно упреждает духовенство: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина».

Христианам не праздновать с иудеями Пасху – не значит лишь избегать совпадение дня, но прежде означает – не праздновать по обычаю иудеев, ибо те, вдохновленные первосвященниками, книжниками и фарисеями, на ветхозаветную Пасху привели Спасителя к Пилату на судилище и оглашали Иерусалим свирепыми, кровожадными криками: «…Да будет распят!... Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25)

Шестьдесят второе, шестьдесят пятое, семидесятое правила Святых Апостол гласят: «Аще кто из клира, устрашась человека иудея, … отречется от имени Христова да будет отвержен от Церкви… Аще кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучён от общения церковнаго. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то, опресноки, или нечто подобное; да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Противостояние иудаизма и русского православия выражалось и в православном богослужении, когда речь заходила об Антихристе. Есть церковное описание признаков Антихриста в Синаксарии недели Мясопустной, что читалась по уставу во всех православных церквях в воскресенье перед Масленицей: «Придёт Антихрист и родится, яко глаголет святый Ипполит Римский, от жены скверныя и девицы мнимыя от еврей же сущи от племени Данова, и ходит убо имать, по Христу проходя жительства (во всём внешнем подражая Христу, — А.Б.), и чудеса совершит, елико убо и Христос действова, и мертвыя воскресит. Обаче по мечтанию все содеет (то есть, не реально. — А.Б.). Обаче не сам диявол во плоти претворится, но человек, от блуда родився, всё сатанино действо приимет и внезапну возстанет. Таже благ и кроток всем явится. И угодит людем. И писание проёдет. И понудится от человек и царь проповестся. И возлюбит множае еврейский род, и в Иерусалим достигнет и храм их воздвигнет… По сих же внезапну яко молния с небесе Господне присшедствие будет…"

Иудаизм в грядущих столетиях, уже не истязая, не истребляя проповедников Христа Спасителя, как было в эпоху первохристиан, потаенно, исподвольно все же боролся с христианством, в борьбе сей обратив католицизм, по словам святого Иоанна Златоуста, в «иудействующее христианство». На черном знамени иудеохристианства было начертано искусительное дьявольское речение: «Ищите прежде всего что есть, пить, а Царствие Небесное приложится», и в сих словесах – суть антихристова учения о рае на земле.

Проникновение иудаизма в Русское Православие выразилось в «ереси жидовствующих», что через полвека после Крещения Руси заразила духовной проказой худобожий Новгород, а потом и обезбоженных околокняжеских людей и смутное духовенство.

Русская летопись за 1471 год тревожно оповещает: «Отселе почала быти в Новегороде от жидовина Схария ересь…»; а историк Николай Михайлович Карамзин поясняет: «[Приехавший в 1470 году в Новгород из Киева еврей Схариа] сумел обольстить там двух священников, Дионисия и Алексия; уверил их, что Закон Моисеев есть единственный Божественный; что история Спасителя выдумана; что Христос ещё не родился; что не должно поклоняться иконам и проч. Завелась Жидовская ересь. (…) Поп Алексий назвал себя Авраамом, жену свою Саррой, и развратил, вместе с Дионисием, многих духовных и мирян… Но трудно понять, чтобы Схариа мог столь легко размножить число своих учеников новогородских, если бы мудрость его состояла единственно в отвержении христианства и в прославлении жидовства… вероятно, что Схариа обольщал Россиян иудейскою Каббалою, наукой пленительною для невежд любопытных и славною в XV веке, когда многие из самых учёных людей… искали в ней разрешения всех важнейших загадок для ума человеческого. Каббалисты хвалились… что они знают все тайны Природы, могут изъяснять сновидения, угадывать будущее, повелевать Духами…»

В нынешнем веке Татьяна Грачёва, автор знаменитых книг «Невидимая Хазария», «Святая Русь против Хазарии», писала: «Ересь жидовствующих появилась на Руси ещё до царствования Ивана IV, в 1471 году, в Новгороде, куда прибыл на княжение киевско-литовский князь Михаил Олелькович. В его свите находился имевший хазарские корни Схария, который, по словам преподобного Иосифа Волоцкого, «был орудием дьявола», «был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии». Вслед за Схарией приехали в Новгород и его единомышленники (Моисей Хануш, Иосиф Шмойло и пр.) Вот эти люди и посеяли в Новгороде еретическое учение, которое и в летописях, и в исторической литературе получило название «ереси жидовствующих».

Новгород был выбран ими не случайно. Этот город имел тесные торговые и политические связи с Западом, здесь процветал культ торговли, а самое главное — Новгород на протяжении веков был антогонистом великокняжеской власти вообще и московского Самодержавия в частности. (…) Еретики пытались насадить в Русской Церкви иудаизм. (…) Жидовствующие отрицали Святую Троицу, Христа как Сына Божьего, хулили Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный суд. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, отрицали церковные установления: Таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание. Особенно ненавидели они монашество.

(…) Цель ереси жидовствующих была подмена Закона Божьего на закон человеческий: если человек выше Бога, тварь выше Творца. (…) В то время ересь жидовствующих на Руси была, в общем, подавлена, но, учитывая её тайный характер, до кон­ца это сделать не удалось Скрытые приверженцы ереси проникли в высшие эшелоны власти. (…) Разбежавшиеся по России еретики не покаялись и не исправились, а, проникнув в массы монашества и священства, положили начало новому витку заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна Грозного. (Царь и нанес по ереси сокрушительный удар, прибыв в торговый Новгород — А.Б.) (…) Как и все тайные общества, ересь жидовствующих оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней)...»

В яростной борьбе русского народа с ересью жидовствующих прославились царь Иван Грозный и святитель Ген­на­дий, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский, что, по сло­вам преподоб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го, другого борца с помянутой ересью: «…быв пущен на зло­дей­ствен­ные ере­ти­ки, устре­мил­ся на них, яко лев, из ча­щи Божественных Пи­са­ний и крас­ных гор про­ро­че­ских и апо­столь­ских уче­ний». Коль бы на хмель не мороз, он бы и тын перероструда­ми свя­тых ис­по­вед­ни­ков борь­ба увен­ча­лась по­бе­дой Пра­во­сла­вия над ересью жидовствующих.

* * *

«Христа славят, а иудеев клянут…» Русское простолюдье, в согласии с народно-православным календарем возлюбив еврейских ветхозаветных и новозаветных святых, почитая евреев христиан, кляли иудеев, распявших Иисуса Христа, что воплотилось в мифах, легендах, былинах и мудрых присловьях. В былине «Илья Муромец на заставе богатырской» метафорически изображается бой Ильи Муромца с заезжим богатырем-нахвальщиком Жидовином. Добрыня Никитич на охоте стрелял гусей и лебедей, и...

 

в чистом поле увидел ископоть великую,

Ископоть[2] велика — полпечи.

Учал он исколоть досматривать:

Еще что же это за богатырь ехал?

Из этой земли из Жидовския

Проехал Жидовин могуч богатырь

На эти степи Цицарския !

 

В пояснениях к сему былинному сюжету Виктор Калугин пишет: "Вполне конкретным и далеко не случайным является, например, упоминание в некоторых записях этой былины земли Жидовской и имени богатыря Жидовина. За этим кроется одна из драматических страниц в истории Киевской Руси, в течение нескольких веков про­тивостоящей Хазарии, правящая верхушка которой, как известно, исповедовала иудаизм".

В древних повериях славян сорока означает обернувшуюся жидовку. В Западной Белоруссии до наших дней дошло следующее сказание: «Евреи не верили в чудеса Христа. Решили его изобличить. Спрятали под мостом девушку с длинной косой и спросили у Христа, кто под мостом. Христос ответил: «Сорока». Когда радостные жиды заглянули под мост, то вместо девушки увидели сороку с длинным хвостом (убитую сороку суеверные люди до сих пор вешают в хлев или конюшню от нечистой силы).

В 1897 г. в Витебске издана книга белорусских сказаний, в которой читаем следующее: «Жид хотел испытать всеведение Бога и в ожидании прихода его спрятал под корыто свою жену с детьми. Когда Бог пришёл, жид спросил: «Угадай, што У мине под корытом кылы загнета?». – «Свинья с поросятами», - отвечал Бог. Жид улыбнулся, покачал головой и поднял корыто. Но там вместо жидовки с жиденятами действительно лежала свинья с поросятами. Она зачухала-зарухала и побежала прочь… По этой причине жиды не едят свинины».

В старинной мифологической песне звучит русское народное толкование Рождества и Распятья Спаса:

 

(...) Мати-Мария,

Где ты спала, ночевала?

— Во Божьей церкви, во соборе

У Христа Бога на престоле.

Мне приснился сон страшный,

Будто я Христа Бога породила,

В пелену его пеленала,

В шелковый пояс обвивала...

Тут пришли жиды, нехристиане,

Взяли нашего Бога, распинали,

В ручки, ножки гвоздей натыкали.

Стала Мати-Мария плакать и рыдать,

Стали ангелы ее утешать:

— Ты не плачь, не плачь, Мати-Мария,

Твой сын воскреснет из гроба,

Затрубите вы в трубу золотую,

Встаньте вы, живые и мертвые!

Праведным душам — царствие небесное,

А грешным душам — ад кромешный:

Им в огне будет гореть — не сгореть…

Противостояние иудаизма и православного христианства, бывало, сплеталось и с мирским противостоянием двух народов, русского и еврейского, что воплотилась и в творчестве Державина, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Куприна, Есенина, Шукшина и других российских писателей прошлых веков.

Поэт Сергей Есенин до трагической смуты в душе боговдохновенно писал:

 

О Родина,

Мое русское поле,

И вы, сыновья, ее,

Остановившие

На частоколе

Луну и солнце, —

Хвалите Бога!

(...) Сгинь, ты, английское юдо,

Расплещися по морям!

Наше северное чудо

Не постичь твоим сынам!

Не познать тебе Фавора...

 

Изощряясь, обретая неожиданные формы, обычно скрытые за внешними действиями, натиск иудаизма на хрис­тианство, и особо на восточное православие, не ослабевал во все крещенные русские века и порождал в народах всплески языческих страстей, перерастающие в кровавые восстания. В двад­цатом веке иудаизм через вольных и невольных соратников нанес сокрушительные удары по Русской Православной Церкви: помянем разрушение церквей и истребление православ­ного духовенства, разгул антихристианской демонс­кой "массовой культуры" после падения Красное Империи.

Ведомо, иудеи – глашатаи и верховоды октябрьской революции в России, воплотившие в революционных деяниях пылкую ненависть к православному христианству, о чем и писал Сергей Есенин в поэме «Страна негодяев»:

 

Чекистов

Нет бездарней и лицемерней,

Чем ваш русский равнинный мужик!

(...)

Замарашкин

Слушай, Чекистов!..

С каких это пор

Ты стал иностранец?

Я знаю, что ты еврей,

Фамилия твоя Лейбман...

(...)

Чекистов

Ха-ха!

Нет, Замарашкин!

Я гражданин из Веймара

И приехал сюда не как еврей,

А как обладающий даром

Укрощать дураков и зверей.

Я ругаюсь и буду упорно

Проклинать вас хоть тысячи лет,

Потому что...

Потому что хочу в уборную,

А уборных в России нет.

Странный и смешной вы народ!

Жили весь век свой нищими

И строили храмы Божий...

Да я б их давным-давно

Перестроил в места отхожие.

 

Увы, не секрет, что чекистовы, ухитив российскую власть …в сем повинен и русский народ, оскудевший в вере… не токмо храмы обратили в "места отхожие" либо разрушили, но и надругались над иными русскими святынями. Василий Шукшин, светоч русского искусства, создал вершинное произведение – повесть «До третьих петухов (авторское название «Ванька, смотри»), исполненную по мотивам русских народных сказок, где описывает, как чекистовы в образе бесов одолели святое место, не терпящее пустоты; а святое место – Россия православная.

Не мирская образованщина, блуждающая во тьме кромешной, впадающая в ересь, блядомыслие, но смиренные крестьяне и ремесленники, приходские попы, дьячки, пономари да братья, сестры, избранные из купечества, мещанства, дворянства и разночинства, – се русский народ, не токмо по крови, но и по духу; и сей народ, быв богоносным, стал богоизбранным из всех народов мира... После распятия Христа некогда Богом избранный еврейский народ, впав в язычество, пошел за князем мира сего и потерял Божью избранность; затем христианский Рим обрел богоносность, коя перешла к Царь-граду, а потом православные славянские народы понесли Бога в сердце под духовным водительством богоносного русского народа, но теперь, когда и славяне не единожды жестоко предавали русских, кои спасали их от неминучей погибели, теперь, похоже, у Господа православный русский люд, через смуты, сквозь падения и покаяния пронесший Бога сквозь тысячелетие, единственный избранный народ, призванный спасти мир, что стремительно обращается в Содом и Гоморру. Человечество с ветхозаветных времен живет по закону Моисея: око за око, зуб за зуб, и лишь Русь жалью жила от Святого Крещения и поныне.

 

[1] Свя­той Иг­на­тий ро­дил­ся в Си­рии в по­след­ние го­ды жиз­ни Спа­си­те­ля. Его жизне­опи­са­ние по­вест­ву­ет, что он был тем от­ро­ком, ко­то­ро­го Гос­подь взял на ру­ки и ска­зал: «Ес­ли не об­ра­ти­тесь и не бу­де­те как де­ти, не вой­де­те в Цар­ство Небес­ное» (Мф.18:3).

[2] (Ископоть {ископыть} - яма от удара копытом лошади или ком из-под копыта).