3.1. Творчество В.И. Белова в научном изучении

Прежде всего, надо сказать об источниках. Выпущенное в 2012 году собрание сочинений В.И. Белова в 7-ми томах - полным, как заявили на презентации составители, не является (http://rospisatel.ru/belov-ss.htm), в него не были включены (по идеологическим соображениям) некоторые публицистические произведения писателя, и не только.

За последние два года Вологодская писательская организация опубликовала в газете «Вологодский литератор» не вошедшую в семитомник полемическую статью Василия Ивановича «Вологодские соросята» и неизвестный рассказ «Последняя гроза». Ждут публикации несколько писем В. Белова к А. Яшину, материалы из ЦГАЛИ, из архива Литературного института, вологодских государственных и частных архивов.

Среди классических литературоведческих работ о творчестве В. Белова необходимо выделить монографию Юрия Селезнёва «Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя» (1983) и исследование Леонида Ершова «Истоки души народной: Василий Белов» (1984). Эти работы отличаются глубоким и разносторонним анализом творчества писателя, начиная с первого сборника стихотворений «Деревенька моя лесная» (1961).

Высокую оценку творчество Белова получило у зарубежных литературоведов. Талант писателя признали немецкие (В. Казак, Б. Тесмер, A. Хирше), югославские (М. Иованович), польские (Д. Герчиньска ), итальянские (Анджело де Ченти), английские (Дж. Хоскинг), американские (В. Тераса, К. Партэ), японские (Рехей Ясуи), китайские (Чжен Тиу) и другие зарубежные литературоведы и критики.

Среди недавних отечественных работ особое место занимают исследования А. Большаковой, посвященные выявлению философской природы феномена «деревенская» проза: «Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» (2000), «Русская «деревенская проза» XX в.: код прочтения» (2002). А. Большакова утверждает, что художественный мир деревни представляет собой «национальный литературный архетип», укоренённый в российском менталитете. Пространственно-временные характеристики архетипа Деревня, по сути, являются натурфилософскими, основанными на законах природного времени». Повесть «Привычное дело», по словам Большаковой, задала «основные параметрические характеристики в дальнейшем развитии архетипа Деревни». Причем, А. Большакова не противопоставляет город и деревню, она говорит об общем для русской нации менталитете (можно вспомнить высказывание И. Бунина: «Вся Россия – деревня»).

Вызывают пристальный интерес  литературоведческие работы Валентина Недзвецкого (Русская «деревенская» проза / В.А. Недзвецкий, В.В. Филиппов. М. : Изд-во Мос. гос. ун-та, 2002. - 144 с.), Василия Оботурова (Заложники (По поводу крестьянской трилогии Василия Белова ) - Вологда, 2003)), Владимира Запевалова  (Повесть В.И. Белова «Привычное дело» (к проблеме истолкования) / В.Н: Запевалова // Писатели русской традиционной школы второй половины XX века в контексте современности: сб. статей. Сургут, 2009. - С. 70- 73). В 2004 году в Вологде был издан словарь «Народное слово в произведениях В. Белова» (автор-составитель Л. Яцкевич, научн. ред. Гурий Судаков). Из кандидатских диссертаций можно отметить исследования Инны Чеботаревой (Идея соборности в прозе В.И. Белова. - М., 2002),  Натальи Гавриловой (Романы В.И. Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» как художественная целостность: Череповец, 2002. - 165 с.),  Людмилы Широковой (Проза В.И. Белова в контексте русской литературы 80-х – 90-х годов ХХ века– Вологда, 2004). Николая Крижановского (Художественная реализация категории соборности в «малой» прозе В.И. Белова 60-90-х годов ХХ века:– Краснодар, 2004),  Татьяны Аркатовой (Национальный образ мира в прозе В.И. Белова:– Владивосток, 2008),  Натальи Дворяновой (Художественное постижение истории и современного состояния семьи в творчестве В.И. Белова 1960-1970-х годов: М., 2008), Яны Сальниковой (Художественная картина мира в прозе В. Белова:– Воронеж, 2011), С.Ю. Королевой (Художественный мифологизм в прозе о деревне 1970-90-х годов: диссертация… кандидата филологических наук: 10.01.01. – Пермь, 2006), И.В. Новожеевой (Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: диссертация… кандидата филологических наук: 10.01.01. – Брянск, 2007) и др. Основательными исследованиями являются и две докторские диссертации, посвященные, в том числе, и творчеству В. Белова: Ларисы Соколовой (Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины ХХ века– СПб., 2005) и Арсамака Мартазанова (Идеология и художественный мир "деревенской прозы": В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев- Санкт-Петербург, 2007) и др.

Неоднозначную реакцию вызвали работы К. Партэ  (Русская деревенская проза: светлое прошлое. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004), Д. Быкова (Телегия: русское почвенничество как антикультурный проект // Быков Д. Советская литература: краткий курс. М., 2013), А. Разувалова (Писатели- «деревенщики»: литература и консервативная идеология 1970-х годов. – М.: Новое литературное обозрение, 2015).

К сожалению, полноценной монографии, за исключением книги Ю. Селезнева, до сих пор нет. Появившиеся в 2006 и 2007 годах биографические издания Владимира Корюкаева «Самородок из Тимонихи», Анатолия Грешневикова «Хранитель русского лада» и Михаила Сурова «Василий Белов» откровенно слабые и относятся к так называемому «самодеятельному литературоведению», они мало что могут дать исследователю.

К счастью, Беловские чтения в Вологде стали всероссийскими, вышли сборники статей не только местных, но и российских и зарубежных авторов, накапливается источниковедческий и литературоведческий материал, и есть надежда, что исследование творчества, достойное великого писателя, появится в ближайшие годы.