«Поезжай в Кирсаново, не пожалеешь!»

Весной 1954 года с семьей переехал в Саратовскую область, в село Сосновку близ города Энгельса. Через несколько месяцев – повестка в армию. Служил в воздушно-десантных войсках на Украине. Когда в 1956 году в Венгрии начались беспорядки, грозившие сменой государственного строя, его часть в обстановке строжайшей секретности перебросили туда. Но принять участие в подавлении мятежа не пришлось, обошлись силами других воинских частей, и его прямо из Венгрии демобилизовали из армии.

Потом была работа на лесозаготовках в пермском крае, участие там же, на таежных просторах, в прокладке будущей железной дороги. Платили хорошо, но труд был очень тяжелый, можно сказать, каторжный – в жару и морозы зимой под сорок градусов. Тучи комарья, бытовая неустроенность… В конце концов вернулся к себе на родину, в Западную Белоруссию, и там он встретил бывшего партизана Арсения Дубицкого, о котором подробно рассказывалось в этом очерке. Арсений к этому времени – в конце пятидесятых годов – уже жил с семьей в поселке Спартак Приурального района Западно-Казахстанской области.

– Давай к нам на целину. Не пожалеешь! – сказал он ему таким тоном, как будто это дело было уже решенное. – Без работы никогда не будешь. – И потом ему уже доверительнее: – Только вот что я тебе посоветую, дружище. Есть там неподалеку село Кирсаново. Оно стоит на берегу реки Урал, поселишься там и вид из окна будет как на наши родные места, на любимую Щару…

Михаил Иванович последовал совету друга. И хотя впоследствии ему пришлось сельский дом сменить на городскую квартиру в Уральске, с Кирсаново до сих пор не порывает: каждый год как только наступает весна, он с супругой уезжает на все лето туда. И по мере возможности они, привычные к нелегкому сельскому труду, копаются на своем подворье, что для них, в общем-то, является лучшим отдыхом.

Несколько раз я бывал в гостеприимном доме Адамовичей, удивлялся жизнелюбию и оптимизму хозяев, и как-то спросил Михаила Ивановича:

– Вы в войну много раз оказывались на волосок от смерти и всякий раз беда обходила вас стороной. Что за сила такая оберегала вас?

Широкая светлая улыбка появилась на лице старика, и он в который раз за дни наших встреч вернулся памятью в прошлое:

– Когда я был совсем маленьким, грудным, мама брала меня с собой в поле на уборку зерновых. Так поступали многие матери из нашей деревни, потому что в эту горячую пору не с кем было детишек оставить дома. Поле подходило к самому лесу, и бывали случаи, когда волки утаскивали грудничков прямо с кошелкой. Мать же моя для того, чтобы я не плакал, делала так: смочит хлебный мякиш кагором, завернет его в тряпицу и сунет мне в рот. Ну, и я тогда сладко спал. Волки же, как мне кажется, к младенцам подбирались именно на крик. Меня бог миловал. А уже когда повзрослел, то сам частенько бегал к батюшке в церковь причащаться. Зайду, бывало, с черного хода, поп нальет мне полный стакан кагору и даст еще на закуску просвирки… Вот с тех пор у меня и выработался ко всем бедам-злосчастьям стойкий иммунитет…

г. Уральск, Республика Казахстан

М.И. Адамович с супругой.