Примечания

1. Иоганн ван Бетховен (1740—1792), отец Людвига ван Бетховена был певцом, тенором в придворной капелле.

2. Мария-Магдалена, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце.

3. Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена), крещён как Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт — величайший австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, начавший сочинять в четырёхлетнем возрасте. Он является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

4. Франц Йозеф Гайдн (31марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.

5. Антонио Лючио Вивальди (4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

6. Георг Филипп Телеман (14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер. Использовал анаграмматический псевдоним Меланте.

7. Антонио Сальери (18 августа 1750, Леньяго, Венецианская республика — 7 мая 1825, Вена) — итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог. С 16 лет жил и работал в Вене.

8. Микеланджело Буонарроти (иначе — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, — 18.2.1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

9. Академия — в то время так назывались концерты.

10. Леопольд Моцарт (14 ноября 1719, Аугсбург — 28 мая 1787, Зальцбург) — австрийский скрипач, композитор. Отец и учитель В. А. Моцарта, оказал значительное влияние на его творческое формирование.

11. Людвиг ван Бетховен — дед композитора (1712—1773), служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.

12. Каспар Антон Карл ван Бетховен (1774 — 1815) был заурядным служащим.

13. Николаус Иоганн ван Бетховен (1776 — 1848) стал аптекарем.

14. Тобиас Фридрих Пфайфер — музыкант, друг семьи Бетховенов.

15. Франц Антон Рис  (10 XI 1755, Бонн — 1 XI 1846, Годесберг) — скрипач, концертмейстер и дирижёр. Работал в оркестре курфюрста Кёльнского в Бонне, где учил скрипичной игре Л. Бетховена.

16. Жан-Филипп Рамо (25 сентября 1683, Дижон — 12 сентября 1764, Париж) — французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Сын органиста, знал ноты раньше, чем научился читать. Учился в иезуитской школе.

17. Цецилия Фишер, дочка хозяина дома, где жили Бетховены, была на восемь лет старше Людвига и оставила интересные воспоминания о его детстве. Их записал с ее слов брат — Готфрид Фишер.

18. Джульетта Гвиччарди (23 ноября 1782, Прёмзель, — 22 марта 1856, Вена) — австрийская пианистка и певица итальянского происхождения. Отдельные биографы Людвига ван Бетховена называют Джульетту его возлюбленной.

19. Неефе  Христиан Готлоб, композитор, род. 1748 в Хемнице, ум. 26 янв. 1798 в Дессау; изучал в Лейпциге право и у А. Гиллера музыку; окончив университет, дирижировал частной оперой в Лейпциге, Дрездене и Бонне.

20. Гиллер, Иоганн Адам немецкий композитор (1728—1804). В 1763 г. основал большие концерты в Лейпциге. Под влиянием опер Гассе и Грауна написал несколько оперетт, из которых особенно известны: «Die Jagd», «Der Dorfbarbier», «Die verwandelten Weiber». Писал еще симфонии, песни (101), псалмы, мотеты. Из литературных произведений Г. пользовались успехом: «Abhandlung von der Nachahmung der Natur in der Musik» (1753); «Ueber Metastasio u. seine Werke» (1786).

21. Иоганн Себастьян Бах (21 [31] марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах — 28 июля 1750 [н. ст.], Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) — великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.

22. Максимилиан Франц (8 декабря 1756, Вена — 27 июля 1801, Вена) — великий магистр Тевтонского ордена (1780—1801), архиепископ Кёльна, последний архиепископ-курфюрст кельнский (1784—1801).

23. Бернхард (11 XI 1767, Динклаге — 13 VIII 1841, Гамбург) — нем. виолончелист и композитор. Сын фаготиста Антона Р. (игравшего также на виолончели) — его первого учителя. В 1774 выступил в концерте вместе с двоюродным братом Андреасом Р., с к-рым до 1799 гастролировал по странам Европы и в 1790-93 служил (одноврем. с Л. Бетховеном) в Боннской придв. капелле. В Бонне играл в квартете с Ф. Рисом, Андреасом Р. и Л. Бетховеном. В 1801-02 профессор Парижской консерватории; в 1805-06, а затем в 1816-19 солист Берлинской придв. капеллы.

24. Николаус Зимрок – немецкий музыкальный издатель. С 1744 года служил в Бонне валторнистом в капелле местного курфюста и заведующим нотной библиотеки при капелле. Оставил службу в 1790 году. В 1793 году основал в Бонне музыкальное издательство «Зимрок», ставшее одним из крупнейших издательств в Германии. Здесь издавались сочинения Л. Бетховена, Шумана, Мендельсона, И. Брамса, А. Дворжака, М.  Бруха. Сыновья Николауса — Карл Йозеф и Петер Йозеф. Петер Йозеф Зимрок унаследовал у отца фирму.

25. Антонин (Антон Йозеф) (26 II 1770, Прага — 28 V 1836, Париж) — чешский композитор, муз. теоретик и педагог. Член Института Франции (1835). С 1790 флейтист капеллы курфюрста Максимилиана Кёльнского в Бонне, где сблизился с молодым Л. Бетховеном.

26. Салон вдовы Елены Брейнинг играл в Бонне роль своеобразного культурного центра. Елена сумела оценить и музыкальный талант юного Бетховена, и его врожденное чувство собственного достоинства, и благородство. Общение с музыкантами, поэтами, художниками подняло Людвига из среды, где он вращался, на такой культурный уровень, о котором он не мог и помышлять. Новое окружение во многом сформировало его художественные вкусы, политические взгляды и мировоззрение в целом. Дети Елены Брейнинг на долгие годы сделались друзьями Бетховена.

27. Элеонора фон Брейнинг «Лорхен», на два года моложе Бетховена. Вышла замуж за доктора Вегелера, который стал одним из лучших друзей Бетховена.

28. Стефан фон Брѐйнинг, друг Людвига, помог ему в написании оперы «Фиделио».

29. Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направления «Буря и натиск» и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза.

30. Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкое произношение имени); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

31. Роберт Бёрнс (1759—1796) — британский (шотландский) поэт, фольклорист, автор многочисленных стихотворений и поэм, написанных на так называемом «равнинном   шотландском» и английском языках.

32. Магдалена Вильман — первая любовь Л. Бетховена, они были знакомы еще по Бонну. Позже Магдалена стала примадонной в венском оперном театре.

33. Фридрих Готлиб Клопшток (2 июля 1724, Кведлинбург — 14 марта 1803, Гамбург) — один из важнейших немецких поэтов. Родился в Кведлинбурге, сын чиновника.

34. Уильям Шекспир (26 апреля 1564 года (крещение), Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23   апреля 1616 года, там же) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.

35. Франц Ксавер Зюсмайер (1766 Шваненштадт — 17 сентября 1803, Вена) — австрийский композитор, ученик Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта.

36. Сигизмунд фон Нейком, австрийский композитор, пианист, музыкальный критик и дирижёр. Один из крупнейших органистов своего времени.

37. Фердинанд Рис (крещён 28 ноября 1784, Бонн ― 13 ноября 1838, Франкфурт-на-Майне) ― немецкий композитор и пианист, наиболее известный представитель династии немецких музыкантов, насчитывавшей несколько поколений. Старший сын скрипача Франца Антона Риса.

38. Граф Фердинанд Эрнст фон Вальдштейн (1762 — 1823) был одним из важнейших покровителей Бетховена в Бонне, его рекомендательные письма помогли Бетховену и в Вене, позволив ему проникнуть в аристократические круги.

39. Карл Аменда (1771–1836)  скрипач и богослов, которому Бетховен посвятил свой прекрасный струнный квартет ор. 18 фа мажор.

40. Иммануил Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

41. Вольтер (21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ)— один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист, правозащитник.

42. Шнейдер Евлогий (Иоганн Георг) — демагог, сын рабочего. Род. в 1756 г. возле Вюрцбурга. В 1777 г. сделался в Бамберге францисканцем и принял имя Евлогия. Отдаваясь мечтам о свободе и равенстве, он сказал однажды такую страстную речь о терпимости, что духовенство было возмущено; он не мог дольше оставаться в Аугсбурге и последовал по приглашению герцога Карла быть у него в Штутгарте придворным проповедником (1786 г.). Здесь он познакомился с учением иллюминатов, основательно изучил Руссо. После преподавал в боннском университете.

43. Иосиф II (13 марта 1741, Вена — 20 февраля 1790, Вена) — король Германии с 27 марта 1764, избран императором Священной Римской империи 18 августа 1765 года, старший сын Марии Терезии, до конца ноября 1780 года был её соправителем; после смерти матери 29 ноября 1780 года унаследовал от неё владения Габсбургов — эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещенного абсолютизма.

44. Наполеон I Бонапарт (15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821, Лонгвуд, остров Святой Елены) — император Франции в 1804—1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

45. Доротея Эртман — немецкая пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена.

46. Графиня Бабетта Кеглевич — пианистка, ученица Бетховена, ей Бетховен посвятил ряд музыкальных произведений. Вышла замуж за итальянского князя Инноченцо Одескалки.

47. Анне-Мари Эрдёди (1779—1837). Бетховен посвятил ей ряд сонат, в ее доме на Крюгерштрассе он жил в 1808 году.

48. Нанетта Штрейхер дочь Иоганна Андреаса Штрейхера (1728—1792) знаменитого фортепьянного  и органного мастера в Аугсбурге, изобретатель так назыв. «немецкого механизма» (Фортепиано);  Нанетта и ее брат Андреас унаследовали дело отца.

49. Один из высокопоставленных друзей Людвига ван Бетховена.

50. Ромен Роллан «Жизнь Бетховена».

51. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (17 (28) марта 1743, по другим сведениям 1744, Санкт-Петербург — 4 (16) января 1810, Москва), урождённая Воронцова. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762 года.

52. Тереза Брунсвик — талантливая ученица Бетховена, возможно, его любовница, сестра Жюзефины Брунсвик (Дейма), кузина Джульетты Гвиччарди (фон Галленберг).

53. Графиня Жозефина Дейм, в девичестве Брунсвик — многолетняя любовница Бетховена.

54. Им. в виду Екатерина II. Но вряд ли такое было возможным.

55. Сэр Юлиус Бенедикт (1804—1885) — пианист, композитор и дирижёр XIX века. Юлиус Бенедикт родился 27 ноября 1804 года в городе Штутгарте в семье состоятельного еврейского банкира, воспитывался в местной гимназии.

56. Князь Франц Йозеф Максимилиан Лобковиц (1772—1816) — генерал-майор австрийской армии, 7-й князь Лобковиц, 1-й герцог Роудницкий (с 1786), покровитель Бетховена и Гайдна, которые посвящали ему свои сочинения.

57. Граф, позже князь Андрей Кириллович Разумовский (22 октября (4 ноября) 1752, Глухов — 11 сентября (24 сентября) 1836, Вена) — русский дипломат из рода Разумовских, посланник в Вене в 1797-99, 1801-07 гг., строитель венского дворца Разумовских. Известен также как меценат, которому Бетховен посвятил «Русские квартеты». По чинам — действительный тайный советник 1-го класса (1819).

58. Игнац Шуппанциг (20 ноября 1776, Вена, Австрия — 2 марта 1830, Вена, Австрия) — австрийский дирижёр и скрипач.

59. Князь Карл Лихновский (1760—1828) — германский дипломат, меценат и друг Людвига ван Бетховена.

60. Иоганн Баптист Крумпхольц, Ян Крумпхольц (3 мая 1745, по другим данным 1742 или 1747 — 19 февраля 1790) — чешский композитор и арфист. В юности служил в военном оркестре, играл, помимо арфы, на скрипке и гобое. В 1767 вернулся в Прагу с намерением стать композитором и арфистом-профессионалом. Был поддержан князем Эстерхази, стал учеником Йозефа Гайдна. Написал 6 концертов для арфы с оркестром, 52 сонаты, а также квартеты для арфы со струнными, дуэты с разными инструментами и пр. Крумпхольцу принадлежит также учебный курс игры на арфе.

61. Карл Черни (21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.

62. Шенк, Иоганн (1753—1836) — немецкий композитор, учитель Бетховена. Написал 6 симфоний, несколько концертов для арфы, мессы, кантаты и др. Известность приобрел, главн. образом, благодаря водевилям с пением (Singspiele). Особенно популярен был его «Dorfbarbier» (1796).

63. Иоганн Георг Альбрехтсбергер (3 февраля 1736, Клостернойбург — 7 марта 1809, Вена) — австрийский композитор, органист, музыковед и музыкальный педагог.

64. Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 года, Вена — 29 июля 1844 года, Карловы Вары) — австрийский композитор, пианист, музыкальный педагог. Младший из шести рожденных и двух выживших детей Вольфганга Амадея Моцарта и его жены Констанции. Получил имя в честь ближайшего друга и ученика своего отца, Франца Ксавера Зюсмайера.

65. Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 — 31 October 1858) это второй и старший из выживших двух сыновей, Вольфганга и Констанции Моцарт.

66. Бонифацио Азиоли (1769—1832) — итальянский музыкант, композитор, дирижёр и музыкальный педагог, автор нескольких музыкальных пособий. Родился 30 августа 1769 года в Корреджо.

67. Леопольд Хофман (14 августа 1738, Вена, — 17 марта 1793, Вена) — австрийский композитор и дирижёр.

68. Граф Франц фон Вальзегг-Штуппах—любитель музыки, игравший на флейте и виолончели, устраивавший в своем доме концерты и театральные представления — заказал Моцарту мессу в память о своей недавно скончавшейся супруге.

69. Гуммель, (иногда Хуммель) Иоган (Ян) Непомук (нем. Johann Nepomuk Hummel или Jan Nepomuk Hummel) (14 ноября 1778, Братислава—17 октября 1837, Веймар) — австрийский композитор и пианист-виртуоз.

70. Игнац (Исаак) Мошелес (30 мая 1794 — 10 марта 1870) — богемский пианист-виртуоз, дирижёр, композитор, педагог.

71. Граф Венцель Роберт фон Галленберг (28 декабря 1783 — 13 марта 1839) — австрийский композитор.

72. Братья Пиксис — дуэт немецких музыкантов-вундеркиндов рубежа XVIII—XIX вв.: скрипач Фридрих Вильгельм Пиксис (1786—1842) и пианист Иоганн Петер Пиксис (1788—1874). Сыновья мангеймского органиста Фридриха Вильгельма Пиксиса (1755—1805). После многолетней гастрольной деятельности осели в Вене, где их музыкальное образование завершилось под руководством Иоганна Альбрехтсбергера; затем около 1810 года карьеры братьев окончательно разошлись.

73. Игнац Шуппанциг (20 ноября 1776, Вена, Австрия — 2 марта 1830, Вена, Австрия) — австрийский дирижёр и скрипач.

74. Джованни Пунто, собств. Ян Вацлав Стич или Иоганн Венцель Штих (28.09.1746, Зехушице — 16.02.1803, Прага), богемский валторнист и композитор.

75. Йозеф Фридловский (11 июля 1777 — 14 января 1859, Вена) — австрийский кларнетист чешского происхождения. Играл на кларнете в Пражской опере. С 1802 г. в Вене, в Театре . В дальнейшем первый профессор кларнета в Венской консерватории, с 1822 г. кларнетист придворной капеллы. Фридловский был близким знакомым Людвига ван Бетховена.

76. Георг Фридрих Гендель (23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон) — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.

77. Бернхард Генрих Ромберг (11 (или 12) ноября 1767, Динклаге, — 13 августа 1841 года, Гамбург) — немецкий виолончелист и композитор, считающийся основателем школы виолончелистов в Германии; был профессором Парижской консерватории, затем солистом короля прусского. В 1811—1812 годах и в 1822—1827 годах Ромберг концертировал в России; долго жил в Москве. Игра Ромберга отличалась мягким тоном, элегантностью и мощью. Из сочинений Ромберга всего более значения имеют его виолончельные концерты, которые и до сих пор считаются образцовыми в виолончельной литературе. Он написал также фантазии, арии, квартеты, три оперы и концерт для флейты с оркестром.

78. Кристоф Виллибальд Глюк (2 июля 1714, Эрасбах — 15 ноября 1787, Вена) — австрийский композитор классической эпохи, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии.

79. Эмануэль Алоис Фёрстер  (1748 Нидерштайн — 12 ноября 1823 в Вене) композитор, теоретик, педагог. Родился в Саксонии. Большую часть жизни провёл в Вене.

80. Вегелер Франц — друг Бетховена. Вместе с Фердинандом Рисом его воспоминания о Бетховене  опубликованы в книге «Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса».

81. Из письма Бетховена другу юности Францу Вегелеру.

82. Павел Петрович (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

83. Жан-Батист Жюль Бернадот (впоследствии Карл XIV Юхан, 26 января 1763, По, Гасконь, Франция — 8 марта 1844, Стокгольм) — маршал Франции (1804), участник революционных и наполеоновских войн, князь Понтекорво (с 1806 года), впоследствии король Швеции и Норвегии (с 1818 года), основатель династии Бернадотов.

84. Родольф Крейцер (16 ноября 1766, Версаль — 6 января 1831, Женева) — французский скрипач, композитор и дирижер, представитель так называемой парижской скрипичной школы.

85. Джордж Огастас Полгрин Бриджтауэр (11 октября 1778 или 29 февраля 1780, предположительно Бяла, Польша — 20 февраля 1860, Пекхем, ныне в составе Лондона) — британский скрипач.

86. Джованни Мане Джорновичи (собственно Иван Мане Ярнович, 29 ноября 1747, Палермо — 23 ноября 1804, Санкт-Петербург) — итальянский скрипач и композитор хорватского происхождения.

87. Бартелемон Франсуа-Ипполит, род. 27 июля 1741 в Бордо, ум 20 июля 1808 в Дублине. Имел большой успех в Лондоне в качестве оперного композитора: «Pelopidas» (1766); «Le fleuve Scamandre» (франц., Париж 1768), «The judgment of Paris», «The enchanted girdle», «The maid of the oaks», «The election», «Belphegor» (1778). После продолжительных разъездов по Германии, Италии и Франции он поселился в 1784 в Дублине. Б. написал также ораторию «Jefte» (1776) и большое число инструментальных произведений (для скрипки, органа, фп.).

88. Этвуд Томас, род. 23 нояб. 1765 в Лондоне, ум. 24 марта 1838 в своем имении «Cheyne Walk» около Челси; 9-ти лет поступил в певчие королевской капеллы; принц Уэлльский послал его для дальнейшего усовершенствования в Италию. В 1783-84 гг.он учился в Неаполе у Филиппа Чинкве и Гаэтано Латилла, потом у Моцарта, который был хорошего мнения о его таланте, и 1787 вернулся в Англию. В 1795 он сделался органистом собора св. Павла, в 1796 г. – композитором певческой капеллы, в 1821 г. – органистом собственной короля Георга IV капеллы в Брайтоне и в 1836 г. – органистом певческой капеллы.

89. Николай Григорьевич Рубинштейн (2 (14) июня 1835, Москва — 11 (23) марта 1881, Париж) — русский пианист-виртуоз и дирижёр. Основатель Московской консерватории (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой) и первый её директор. Брат А.Г. Рубинштейна.

90. Л. Толстой «Крейцерова соната».

91. Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей.

92. Леош Яначек (1854—1928) — чешский композитор, музыковед-этнограф и педагог. Член Чешской академии наук и искусства.

93. Доменико Драгонетти (7 апреля 1763, Венеция — 16 апреля 1846, Лондон) — итальянский музыкант, первый контрабасист, завоевавший мировое признание и высоко поднявший престиж своего инструмента.

94. Людвиг Рельштаб (13 апреля 1799, Берлин — 27 ноября 1860, Берлин) — немецкий романист, драматург и музыкальный критик.

95. Из письма Бетховена Вегелеру.

96. Граф Венцель Роберт Галленберг (28 декабря 1783 — 13 марта 1839) — австрийский композитор.

97. Джоаккино Антонио Россини (1792—1868) — выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

98. Игнац (Исаак) Мошелес ( 30 мая 1794 — 10 марта 1870) — богемский пианист-виртуоз, дирижёр, композитор, педагог. Исаак (впоследствии использовал имя Игнац) Мошелес родился в Праге, в состоятельной еврейской семье.

99. Бедржих Дивиш Вебер, Фридрих Дионис Вебер (чеш. Bedřich Diviš Weber, нем. Friedrich Dionys Weber; 9 октября 1766, Велихов, Чехия — 25 декабря 1842, Прага) — чешский композитор и музыкальный педагог.

100. Паэр Фердинандо (1771—1839), итальянский композитор, дирижёр. Руководитель театров «Опера-комик», «Театр Итальен» в Париже. Преподавал в Парижской консерватории (с 1837).

101. Йозеф Зоннлейтнер, секретарь Венского музыкального общества, написал либретто к опере Бетховена «Фиделио».

102. Жан-Николя Буйи (23 января 1763 года, Жуэ-Ле-Тур, Франция — 24 апреля 1842 года, Париж) — французский писатель, драматург и либреттист. Его драма «Леонора, или Супружеская любовь» легла в основу оперы Бетховена «Фиделио».

103. Оперный бас Себастьян Майер был женат на Иозефе Хофер, свояченице Моцарта.

104. Мильдер-Гауптман (Паулина Анна 1785—1838) — известная немецкая певица.

105. Фердинандо Паэр (1 июня 1771 года, Парма, герцогство Парма, Пьяченца и Гвасталла — 3 мая 1839 года, Париж, Франция) — итальянский композитор австрийского происхождения

106. Гаво Пьер [род. .08.1761] — французский композитор и оперный певец

107. Шиндлер, Антон Феликс (1790—1864) — немецкий музыкант и писатель. Известен своей близостью к Бетховену, которого он не покидал до самой его смерти (1827). На основании оставленных Бетховеном бумаг и личных воспоминаний составил подробную биографию Бетховена, вышедшую в 1840 г. в Мюнстере, под заглавием: «Biographie von Ludwig van Beethoven» (3-е изд., 1860; 4-е изд., 1871). Биография эта вышла также и во французском переводе. Много статей о Бетховене Ш. поместил, кроме того, в различных периодических изданиях («Neue Zeitschrift für Musik», 1844, и др.).

108. Франц Грильпарцер (1791—1872) — австрийский поэт и драматург.

109. Иозеф Август Рекель — оперный певец (тенор) немецкого происхождения, оставивший воспоминания о Людвиге ван Бетховине.

110. Матфей (Маттиус) Коллин (1779—1824) — немецкий драматург, брат Генриха-Иосифа Коллина.

111. Трейчке Георг-Фридрих — нем. писатель (1776—1842). Был режиссером при венском придворном театре; написал «Singspiele» (1808), «Gedichte» (1817 и 1841) и др.

112. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату «Аппассио­ната» и фантазию для фортепьяно (соль — минор), Терезе — сонату Nо 24, Жозефине — песню «К надежде».

113. Александр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

114. Франц II (12 февраля 1768, Флоренция — 2 марта 1835, Вена) — король Германии (римский король) с 1792 года, император Священной Римской империи германской нации (последний император) с 7 июля 1792 по 6 августа 1806 года, первый император Австрии с 11 августа 1804 года до самой своей смерти. В качестве императора Австрии, короля Богемии и Венгрии правил под именем Франца I.

115. В 1779 году в возрасте 30 лет, Гёте стал Тайным советником  в герцогстве Веймар, последовательно занимая все высшие должности, которые мог бы достичь немецкий подданный.

116. Амати — итальянское семейство из Кремоны, занимавшееся изготовлением струнных смычковых инструментов, преимущественно скрипок. Скрипки Амати имеют приятный, чистый, нежный, хотя и не сильный тон; скрипки эти небольшого размера, красиво отделаны, сверху и снизу значительно выгнуты, вследствие чего не имеют широкого и звучного тона.

117. Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский (8 января 1788, Пиза — 24 июля 1831, Баден) — эрцгерцог Австрийский, кардинал, архиепископ Оломоуцкий, композитор и пианист, ученик Бетховена.

118. Беттина фон Арним (4 апреля 1785, Франкфурт-на-Майне — 20 января 1859, Берлин) — немецкая писательница и одна из основных представительниц романтизма. Дочь Максимилианы фон Ларош, жена писателя Ахима фон Арнима.

119. Максимилиана фон Ларош (3 мая 1756, Майнц — 19 ноября 1793, Франкфурт-на-Майне) — дочь писательницы Софии фон Ларош и Георга Михаэля Франка фон Лароша, канцлера трирских курфюрстов. Максимилиана познакомилась с Иоганном Вольфгангом Гёте во время его пребывания в Вецларе, и с тех пор их связывали тёплые дружеские отношения. Максимилиана фон Ларош выступила прототипом образа Лотты в романе Гёте «Страдания юного Вертера».

120. Петер Антон Брентано, успешный итальянский коммерсант и тайный советник при дворе трирских курфюрстов.

121. Карл Йоахим Фридрих Людвиг фон Арним (26 января 1781, Берлин — 21 января 1831, замок Виперсдорф, район Йютербог) — немецкий писатель, основной представитель (вместе со своим другом Клеменсом Брентано) гейдельбергского романтизма. Его жена Беттина (сестра Брентано) тоже была писателем.

122. Карл Генрих Маркс (5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

123. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон, Мендельсон-Бартольди Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, — 4.11.1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист.

124. Амалия Зебальд (1787 — 1846) берлинская певица из аристократической семьи.

125. Нанетта Штрейхер дочь знаменитого фортепьянного и органного мастера в Аугсбурге, изобретшего так называемый «немецкий механизм» - фортепьяно Иоганна Андреаса (1728—1792); Дело его унаследовали его дочь Нанетта и сын Андреас.

126. Зейфрид (1776-1841) — композитор и капельмейстер, ученик Моцарта. Написал много опер и оперетт, две симфонии, квартеты, концерты для фортепиано, духовные сочинения.

127. Луи (Людвиг) Шпор (5 апреля 1784, Брауншвейг — 22 октября 1859, Кассель) — немецкий скрипач, композитор, дирижёр и педагог, один из первых представителей романтического стиля в музыке.

128. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (с 1812 светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский; 1745—1813) — русский генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

129. Трейчке Георг-Фридрих — нем. писатель (1776—1842). Был режиссером при венском придворном театре; написал «Singspiele» (1808), «Gedichte» (1817 и 1841) и др.

130. Александр Львович Нарышкин (14 апреля 1760 — 21 января 1826, Париж) — знаменитый в своё время острослов и царедворец из рода Нарышкиных. Обер-камергер, директор Императорских театров (1799-1819), кавалер ордена Андрея Первозванного.

131. Линке Йозеф (8 VI 1783, Трахенберг, Силезия — 26 III 1837, Вена) — австр. виолончелист. ... Бетховен написал для Л. одну из сонат для виолончели и фп. (ор. 102).

132. Джакомо Мейербер (5 сентября 1791, Германия — 2 мая 1864, Париж, Франция) — немецкий и французский композитор еврейского происхождения. Начинал свою карьеру как пианист-виртуоз.

133. Шотт Бернхард (1748—1809), немецкий музыкальный издатель. Основал (1770) в Майнце ныне всемирно известное муз. издательство «Schott» (позднее — «B. Schott's Sцhne»), имеющее отделения в разл. городах мира.

134. Гаугвиц Христиан Август граф — прусский государственный деятель (1752-1832).

135. Б. Кремнев «Бетховен».

136. Вторая скрипка в квартете И. Шуппанцига Карл Хольц.

137. Генриетта Гертруда Вальпургис Зонтаг (графиня Росси; 3 января 1806, Кобленц, Пруссия — 17 июня 1854, Мехико, Мексика) — немецкая оперная певица (колоратурное сопрано).

138. Каролина Унгер — родилась 28 октября 1803 года в Штульвейсенбурге. Пению училась под руководством А. Ланге и И. М. Фогля, затем Дж. Ронкони в Милане. Дебют Каролины состоялся в 1821 году в Вене, когда она исполнила партию Дорабеллы в «Так поступают все» Моцарта.

139. Клемент Франц (1780-1842) — австр. скрипач, дирижёр, композитор. В 1802-1811, 1818-1821 дирижёр в «Театр ан дер Вин» (Вена), в 1813 концертмейстер Пражского орк. под упр. К. М. Вебера. Гастролировал (в России в 1811). Крупнейший предст. венской скр. школы 1-й пол. 19 в., первый исп. посвящённого ему Л. Бетховеном концерта для скр. с орк. (1806). Среди соч.: месса, фп. и скр. концерты, ок. 25 концертино для скр.

140. Умлауф Михаэль (9 VIII 1781, Вена — 20 VI 1842, Баден, близ Вены) — австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Игнаца Умлауфа. Был скрипачом в оркестре Венской придв. оперы, затем помощником капельмейстера, в 1810-25 капельмейстером двух придв. оперных т-ров. С 1825 2-й капельмейстер в соборе св. Стефана. В 1840 вновь приглашён руководить придв. оперой, однако вскоре совсем отошёл от муз. жизни. Как дирижёра его высоко ценил Л. Бетховен. Трижды они выступали совместно (опера «Фиделио» — 23 мая 1814, «Кернтнертортеатр», Вена; 1-е исполнение 9-й симфонии и Kyrie, Credo, Agnus Dei из «Торжественной мессы» — 7 и 23 мая 1824, там же). В «Фиделио» У. корректировал игру оркестра, к-рым дирижировал уже почти глухой композитор (в конце автографа увертюры Бетховен пометил: «Умлауф показывает, где вступает тромбон»), в концертах 1824 Бетховен указывал темпы в начале каждой части; оркестром дирижировал У. При описании встреч с Бетховеном Л. Шпор упоминает, что У. по просьбе автора корректировал рукопись партитуры 9-й симфонии.

141. Мориц Лихновский, брат Карла Лихновского. Бетховен посвятил ему  Сонату для фортепиано № 27 ми минор, oпус 90.

145. Роберт Шуман (8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених) — немецкий композитор и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как самый выдающийся композитор эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

146. Йозеф Бём (4 апреля 1795, Пешт, Королевство Венгрия — 28 марта 1876, Вена, Австро-Венгрия) — австрийский скрипач и музыкальный педагог.

147. Иозеф Бём — из воспоминаний о Людвиге ван Бетховене.

148. Susan Aldridge. Archaeforensics. What Killed…? BBC Focus, февраль, 2008. С. 42.

149. Фердинанд фон Хиллер (Гиллер) ( 24 октября 1811, Франкфурт-на-Майне — 11 мая 1885, Кёльн) — немецкий композитор и дирижёр.

150. Хюттенбреннер Ансельм (13.10.1794, Грац — 5.06.1868, Обер-Андриц) — австрийский композитор. Брал уроки композиции у А. Сальери. Был известен как отличный пианист. Хюттенбреннер хорошо знал Бетховена, и оставил о нем воспоминания.