ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ КАК ЧАСТЬ ВЕЛИКОЙ РУСИ

Перечисляя исторические корни России, не следует забывать, что распавшееся в результате междоусобиц Киевское княжество породило Русь Литовскую, именуемую Великим княжеством Литовским, Руским и Жемойтским (в дальнейшем ВКЛ).

Письменные источники XV-XVI столетий свидетельствуют, что большинство славян, живших в границах ВКЛ, считали себя не литвинами или литовцами, а «русским» народом, «русскими» или «русинами». Знаменитый польский поэт Адам Мицкевич в XIX веке писал: «Литва в основе та же Русь».

Известно, что 9 / 10 населения ВКЛ составляли «русичи». ВКЛ явилось своеобразным щитом для западных древнерусских княжеств, защитившим их от монгольского ига и немецкой колонизации. Главным фактором процесса создания ВКЛ было не завоевание, не насилие, не разграбление, а «приязнь», умение устанавливать отношения литовских князей с русским населением.

В подтверждение мирной экспансии литовского княжества на русские земли приведем следующие факты. Известный советский демограф Б. Греков оценивал территорию Киевской Руси Х-ХI века примерно в 1,8 млн. кв. км. Другой демограф Б. Урланис считал, что население Руси в тот период могло тогда составлять 4,5 млн. человек. О многочисленности населения Руси свидетельствует количество городов. Их в ХII веке насчитывалось около трехсот. Не случайно в скандинавских источниках X-XII веков Русь называлась «Гардарика», что означает «страна градов».

 

Отметим, что ряд русских городов имел многочисленное население. Это подтверждают записи о пожарах и эпидемиях. В Лаврентьевской летописи под 1124 годом говорится, что в Киеве был пожар, причем «церквий единых изгоре близ 600». Только государство с многочисленным населением могло иметь такую многолюдную столицу, как Киев, в которой было несколько сотен церквей.

В Новгороде в 1211 году сгорело пятнадцать церквей и 4300 дворов, а «от мору» в 1390 году, согласно свидетельству Кранца, умерло 80 тысяч человек. В Смоленске в 1230 году «от мору» погибло 30 тысяч человек. В 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш сжег Москву. Погибло 24 тысяч человек.

А что этническая Литва, которая в то время звалась Аукштайтией и Жмудью? Ареал проживания литовцев, точнее аукштайтов и жемайтов, за последнюю тысячу лет изменился незначительно (примерно 50 тыс. кв. км). В этой связи общую численность населения на этой территории в ХII веке следует оценить в 250 тысяч человек, или 5,6 % от населения Киевской Руси.

Что же касается литовских городов, то известно, что первое городское поселение в древней Литве Кернаве (Kernowe) упомянуто в Ливонской хронике лишь за 1279 год. Остальные поселения в этот период были лишь городищами.

Возникает вопрос, каким образом малочисленная этническая Литва, не располагавшая даже начальной инфраструктурой, смогла покорить древнерусские княжества, большинство из которых превосходило её? Ну, а рассуждения о том, что ВКЛ (дата образования ориентировочно 1236 год) якобы уже во времена князя Тройдена (1270-1272) было этнически литовским и языческим, выглядят просто курьезно.

Между тем белорусские историки доказали, что собственно историческая Литва располагалась на территории современной Белоруссии в районе городов Слоним, Молодечно, Новогрудка. Причем православный Новогрудок (основан Ярославым Мудрым в 1044 году) был первоначальной столицей ВКЛ. Именно в этом районе распространен топоним «литва». Сам район до XIX века в быту именовался Литвой.

Упомянутый А. Мицкевич (1798-1855), родившийся около Новогрудка, родные места называл Литвой. Декабрист А. Бестужев в 1821 году сообщил петербургским знакомым свой адрес: «Литва, д. Виганичи, в 40 верстах от Минска».

Но вернемся к процессу образования и возвышения ВКЛ. По мнению ряда историков, этот процесс облегчили два фактора. Русские княжества после распада Киевской Руси погрязли в междоусобицах. Помимо этого в 1237-1240 годах они претерпели существенный урон от монгольского нашествия под водительством чингизида Батыя.

Поэтому каждый князь в борьбе с соседями стремился найти союзников. Такими оказались литвины ВКЛ (кто это такие, до сих пор точно не выяснено). Ну, а их помощь, как правило, заканчивалась договором о покровительстве, который вскоре превращал русское княжество в вассала литовского княжества.

Особо следует подчеркнуть, что Великие князья Литовские Гедимин (1275–1341, правил с 1316-го по 1341 год), Ольгерд (1296–1377, правил с 1345-го по1377 год) и Витовт (1350–1430, правил с 1392-го по 1430 год), беря русские княжества под свою опеку, ограничивались сбором дани, сохраняя при этом их самобытность, язык, культуру и веру.

Государственно-правовую жизнь ВКЛ долгое время регулировал Свод законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Языком официальных документов ВКЛ был западно-русский письменный язык, называемый также русинским или руським. На нем написаны «Статуты Вялiкаго княства Лiтоускага», «Литовская метрика» и другие государственные документы.

Естественно, древнерусские княжества устраивала ситуация, что преобладающим этническим компонентом в ВКЛ являлся славяно-русский, а сама государственность ВКЛ в определенной мере являлась продолжением древнерусской. Поэтому они с охотой входили в ВКЛ.

Приведем некоторые частные факты, свидетельствующие о роли православия и русских в ВКЛ. Князь Гедимин был трижды женат, причем дважды на православных русских княжнах. Первым браком он женился на Ольге Всеволодовне, княжне Смоленской, а вторым на — Евне Ивановне Полоцкой. Известно, что на Руси выдача православной княжеской дочери за язычника была невозможна. Получается, что Гедимин должен был принять православие.

Возможно, Гедимин относился к смене веры очень спокойно и производил ее по мере надобности. Однако православные жены Гедимина веры своей не меняли. Как не меняли своего отношения к родному княжеству. Жены нередко имеют весьма большое влияние на мужей и еще большее на детей. Известно, что из семи сыновей Гедимина пятеро были православными.

Так, сын Наримант был наречен в православии Глебом, Ольгерд — Александром, Кориат — Михаилом, Любарт — Владимиром, Евнута — Иоанном. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона, ссылаясь на Псковскую вторую и Софийскую первую летописи, сообщает, что одним из главных полководцев Гедимина и основным его посредником в переговорах с русскими князьями был православный гродненский староста Давид.

Статья перепечатывается с сайта интернет-газеты «Спецназ России».