Глава 22.

Ивана и Гришку перевели в восьмой класс с обещанными отметками; дневники они Марусе не показали, а тут и каникулы начались.

Ребята закончили доработку музея, пригласили Петрушкина. Он осмотрел обновлённую экспозицию, остался доволен и предложил назначить день открытия музея.

День был выбран, Гришка сочинил и написал три объявления: одно они повесили у конторы совхоза, другое – на воротах своего дома, третье у входа в магазин с согласья продавщицы. Иван хотел ещё у клуба и школы, но Гришка запротестовал:

- На фиг их, они недостойны Марусиного музея, мы его откроем назло им! - Иван молча согласился и ткнул пальцем в воздух перед собой: «Так!»

Петрушкин не обманул: в назначенный срок, когда у дома Бродовых скопилось изрядное число любопытных, среди которых братья заметили и директора школы, появился корреспондент районной газеты с фоторепортёром. Публика вошла во двор, Петрушкин произнёс речь, стоя рядом с нарядной, при наградах, Марусей, Гришка подал  ему ножницы и парторг перерезал красную ленту, протянутую в дверях музея.

Гришка и Маруся отвечали на вопросы экскурсантов и корреспондента, разглядывающих экспозицию. Ваня молча стоял около бюста матери и улыбался. В общем, всё получилось и прилично, и для многих односельчан удивительно. И червячок сомнения вгрызся в сердце Тамары Николаевны Федяниной.

Когда публика стала расходиться, Маруся пригласила Петрушкина и корреспондентов в дом. Там Аграфена уже накрыла стол с самоваром, пирогами и разносолами. Мальчишки напились чаю и убежали купаться на Москва-реку, а гости и хозяйка за бутылочкой «Агдама» долго ещё «разговоры разговаривали». Маруся рассказывала корреспонденту о жизни своей, а он строчил ручкой в блокноте.

- Обратите внимание, - твердил ему Петрушкин, - здесь ведь тема нынешних отцов и детей. Причём инициатива исходит сугубо от мальчишек. Они задумали и создали музей, посвящённый матери-труженице. Пока готовили его, они изучили историю семьи, это её сплотило, она стала крепче. А крепкая семья – это не только счастье, но и высокая производительность труда. Я так это понимаю. Детская инициатива заслуживает не только поощрения, но и распространения. Тысячи детей её подхватят, особенно на селе. В этом я вижу новизну такого почина. Молодцы пацаны Бродовы!

                                                             136

- Я дам статью о семье и музее – и не только в районке, но пошлю развёрнутый очерк  в  «Ленинское  знамя».  Я  в  областной  газете  внештатный корреспондент,  меня там ценят; я дам вариант очерка и в «Сельскую жизнь».

- Вот и отлично.

Материалы из районной и областной газеты ребята вырезали и поместили под стекло на пристенном стенде в домашнем музее. В районке статья называлась «Музей имени мамы», в областной – «Музей руками сыновей» с подзаголовком: «Подхватим оригинальный почин». Журналист Владимир Синельников из районной газеты оказался деятельным парнем, он почувствовал, «поймал», как говорится, живинку в теме, напечатал расширенный материал с большим числом фотоснимков в популярном молодёжном журнале, в «Комсомолке» и привёз в Устьи телевизионную группу. Конечно, предупредив заранее и Петрушкина и Бродову. Так как в сценарии был сюжет  хорового и сольного пения, то задействовали клуб, и с Юркиной сначала случилась истерика, и она в душе досадовала, что выставила бюст Бродовой из клуба не потому, что зря обидела Марусю, а от того, что этим спровоцировала создание музея и огласку в прессе и осталась в стороне. Но потом она-таки влезла в кадр, хотя ей и пришлось говорить лестно и похвально о Бродовой-исполнительнице. А о её трудовых успехах сказал по поручению Лашкова Леонид Иванович. Отсняли и братьев возле стендов, якобы размещающих на них элементы экспозиции.

Телевизионного режиссёра заинтересовала «Калина», которую спела Маруся, и он записал песню целиком, дав таким образом дорогу в эфир сочинению Чистякова.

- Вот как дело разгноилось! – довольно потирал руки Петрушкин, который вместе со всеми смотрел передачу по телевизору в клубе и себя увидел в кадре. Он был доволен тем, что скромный музей, на открытие которого он пригласил сотрудников местной газеты, неожиданно получил широкую огласку. Он невзлюбил Юркину за её хамскую расправу с  бюстом Бродовой, и музейная история стала его, нет, не местью, а контрударом по хамству, воспитательным ударом, хотя Симка этого не поняла. Куда ей!

Петрушкин терпеть не любил ортодоксов всякой масти хамоватого окраса, какими бы благими намерениями они ни прикрывали свои поступки, какими бы способностями и талантами не обладали сами.

Юркина не полностью удовлетворилась телепередачей. Её самолюбие всё-таки было сильно задето: передача посвящена  этим Бродовым, а она, главный организатор и проводник культуры на селе, оказалась сбоку припёка. Она терзала Шматко по этому поводу: какая-то доярка удостоилась внимания телекамер, а о моей работе в клубе -  ни слова, а у меня – студии, хоры, кружки, библиотека, кино, встречи, беседы, круглые столы – чего только нет!

- Знаешь что, - поглаживая сытый животик, проворковал Эрик Эдуардович, - тебе клуб тесен. Помочь тебе перебраться в райцентр я сейчас не могу, а вот посодействовать превратить ваш клуб во дворец культуры с другим, более широким бюджетом, попробую.

- Как это дворец культуры? Такой сарай…

- Ну, уж не совсем сарай, дело тут не в архитектуре, не в форме, а в содержании, как учит нас партия. - Он назидательно поднял указательный палец. – Смотри, где не брякни про сарай, он твоя стартовая площадка.

- Да ладно, это я так, с языка сорвалось.

- Ты, вернее, мы превратим клуб в образцовый центр сельской культуры, куда устремятся за опытом, где мы будем проводить семинары и совещания – сначала областные, а потом республиканские и, чем чёрт не шути, всесоюзные. Под такой план и совхоз раскошелится, и областное управление культуры, а потом и Минкультуры.  И перво-наперво надо создать фото- и кино-телестудии.

- И центр юных сельских журналистов; они будут публиковаться в районной и областной газетах. Мы радиофицируем и телефицируем совхоз, поведём свои передачи… - радостно добавила Серафима.

                                                             137

- Молодец! Ты правильно мыслишь; берись за перо и пиши проект нового дворца культуры.

- Мы будем приглашать известных учёных, артистов, писателей а не шантрапу всякую.  Господи, у меня как глаза открылись!  – Воскликнула Серафима. – Я напишу, я всё напишу!

- Но вначале сделай текст как рекламу о нынешнем клубе, его структуре и так далее.

- Сделаем, ваше сиятельство! – И Симка прыгнула к Эрику на колени и обвила его шею руками.