4.7. Счастливая проза Александра Ломковского

Максим Горький однажды посетовал: русская проза говорит о страданиях да несчастьях, никто из писателей еще не рассказал о том, как он «всю жизнь радовался»…Кажется, такой писатель нашелся. Живет он в Вологде. И зовут его Александр Ломковский.

    Проза А. Ломковского (Ломковский А.В. Два костра. Рассказы и повесть. – Вологда, 2008;  Я – Абакшин! Повесть. – Вологда, 2008;  Новый день. Рассказы // Лад вологодский. – 2009. - № 4;  Реки. Повесть. – Вологда, 2010) отличается психологической достоверностью и музыкальностью. Он может выстраивать  диалоги, рисовать портреты героев, удачно формирует фабульную основу. Но все это – приложение к самой главной способности молодого писателя: умению создавать особую лирическую атмосферу в тексте.

Великолепен стиль изложения в рассказе «Хорошее настроение» - автор не наблюдает, он видит  природу всей своей душой. Он испытывает умиротворение, благостность, даже ликование – редкие для современной прозы чувства. Может показаться, что Ломковский не знает жизни, самоустранился от ее проблем, однако это далеко не так. Автор прошел длинный путь испытаний, поисков, потрясений и удач. Он работал электриком, стропальщиком, бетонщиком, резчиком по дереву, санитаром в психлечебнице, механиком, электромонтажником, охранником. Рассказ «Моя война», например, посвящен войне в Чечне, он весьма и весьма жесткий и реалистичный. Все это добавляет подлинности и полновесности его романтически окрашенной прозе.

Творческое восхождение Ломковского тоже не было гладким: начинал он со стихов, но потом перешел на прозу, публиковался в местных и центральных изданиях. Трижды Ломковский участвовал в семинарах молодых писателей Вологодчины, в 2008 году стал лауреатом первого Всероссийского конкурса современной прозы имени В.И. Белова «Все впереди» и только после этого был принят в Союз писателей России. За последние два-три года он значительно вырос как прозаик.

Владимир Личутин в предисловии к первой книге Ломковского «Два костра» сказал о важном качестве его прозы: «Рассказы писателя целостны и религиозны не внешним пафосом, но глубинной заповедальностью, верностью национальным идеалам».

Ощущение, настроение – ключевые слова этой книги. Центральный рассказ «Два костра» -  лирический, душевный по интонации, живописный по исполнению и очень музыкальный, но слишком сентиментальный. Сборник, тем не менее, отличается разнообразием тем и сюжетов. В нем можно найти не только «вариации на тему любви», но и рассказ-характер («Венькины сны»), рассказ-судьбу («Леший»). Шукшинская терминология здесь вполне уместна, так как Ломковский сознательно ориентируется на классические образцы русской прозы.

Мы и наши дети страдальчески отлучены от веры, надежды, но более всего – от любви. Кто, кроме нас самих, тут виноват? Повесть Александра Ломковского «Я – Абакшин!» свидетельствует именно об этом нашем грехе, в котором человеку особенно трудно признаться. Подросток Абакшин уходит от родного отца и мачехи, потому что не чувствует душевного тепла и заботы.

Повесть «Реки» рассказывает о становлении мужского характера, о первой любви пятнадцатилетнего героя с редкой фамилией Река. Тема и сюжет характерны для начинающего прозаика, но читается она с интересом, Ломковский сумел передать аромат эпохи, воссоздать «голос времени» начала 80-х годов.

А вот его повесть «Все дороги» - явная неудача, она представляет собой бессюжетное собрание детских воспоминаний.

В рассказе «Новый день» изображен вроде бы обычный летний утренний пейзаж. Но и само название, и символическая картина восходящего солнца, которому мешают «тяжелые мохнатые тучи и холодный ветер», помогают разглядеть на этом словесном полотне художественное воплощение задушевной авторской и одновременно выстраданной народом мысли о неизбежном поражении сил зла:

«И вот появляется, наконец, солнце. Тяжелый, малиново рдеющий огненный шар. Кажется, что сегодня солнце раздвигает своим горбом кисель туч и сжигает их, тучи, своим появлением. Вот уже темно-синее до этого момента брюхо одной из них загорается победным, все очищающим огнем. Кажется, что туча начинает съеживаться и худеть от этого огня. По крайней мере, мне хочется так думать. То же самое происходит и со всеми остальными тучами над лесом. Приятно, что новый день начинается с победы солнца. Я поднимаюсь и медленно иду в деревню. Мне хорошо».

Главный герой рассказа «Сын» Кузьмич говорит об этом же, но по-своему, не менее убедительно и победно:

 «А непошта и помирать собрался. Поживем ишшо! Слышь, Серко? Поживе-ом!..»