ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр Валентинович Вампилов ныне по праву признан всемирно известным драматургом. Его пьесы шествуют по сценам многих стран мира. Они издаются и переиздаются на всех языках.

Художественное значение творчества А. Вампилова, безусловно, велико. Ибо молодой сибирский писатель возродил в драматургии классические традиции гуманизма, художественного письма на уровне новаторства, реализовал одни из видов литературы, заложил фундамент новых традиций для современной драматургии.

Его творческая биография не длинна. Она укладывается всего в одно десятилетие (1962-1972). Она пришлась на переломные годы общественно-политического климата. Окрыленность и надежды, желанная свобода, постепенно сменялись неопределенностью, растерянностью, безверием. Общественная энергия уступала место апатии, вседозволенности. Высокие идеалы, еще не утратив своего действенного значения, сильно переосмыслялись, подвергались сомнению, сея зерна цинизма», духовной раздвоенности.

Молодой драматург, будучи выходцем из народной глубинки, сильные и слабые стороны ее жизни, своего времени хорошо знал, глубоко чувствовал; за одни радовался, за другие глубоко и искренне переживал. По природе честный и совестливый, глубоко порядочный, А. Вампилов с первых шагов в литературе зарекомендовал себя неординарно мыслящим, своеобразным писателем, самобытным драматургом, с ярко выраженным индивидуальным взглядом на жизнь людей, со своим творческим почерком. Художественно образованный в лучших традициях русской, мировой и советской словесности, впитавший их всем своим талантливым существом и будучи при этом человеком глубоко свободным и духовно раскрепощенным, А. Вампилов нашел в прозе и в драматургии свои формы выражения художественных знаний, творчески осмысляя и осваивая их с общественно-политических, эстетических и нравствен-

[256]

 

но-этических позиций своего времени. Молодому драматургу близка была классика, но он не подражал ей, он не переставал учиться у нее. Она ему была сродни своим бескомпромиссно-нравственным отношением к человеку, к законам художественной правды и выразительности. А еще тем, что он, как и классики, искал то, что искали они, - ответ на мучительный вопрос любого времени: что есть человек? В чем суть и смысл его жизни? И подобно им к решению этих вопросов подходил не только с меркой своего времени, но и с позиций общечеловеческих ценностей.

В своем, совсем небольшом по объему драматургическом наследии автор «Утиной охоты» сумел то, что пытались, но не смогли сделать другие авторы социально-психологического направления - он воссоздал типичную картину социальной жизни своего времени в ее домашнем выражении, с их колоритом и атмосферой, а также типичный образ своего современника.

Откровенно и смело молодой драматург поднял множество наболевших социальных, моральных, нравственных, психологических вопросов современности, которые подспудно вызревали в глубине общества. Он сумел наглядно восстановить, сделать осязаемым, зримым целостный духовный мир своего современника: его потаенные мысли, сознательные и подсознательные поиски души, настроения и волнения. И все это выразил с такой художественной силой, что его произведения встали в один ряд с отечественной и мировой классикой, пре-умножая славу отечественной литературы.

В гармонии традиции и новаторства, технических законов драматического письма и своеобразного веления сердца и разума под пером драматурга социально-психологический театр существенно обновился и заговорил со своим героем языком уважительной, но нелицеприятной правды, возрождая утраченные традиции реализма. И правда эта зазвучала с такой художественной выразительностью, с таким точным прицелом по болевым точкам времени, какие сродни только гениальным писателям.

Правда А. Вампилов рассказывал не о парадных, официальных отношениях человека с жизнью, как это было в довам-

[257]

 

пиловской социально-психологической драме, но об истинном состоянии повседневных будней, неприкрашенных взаимоотношениях людей, о скрытой психологии обыкновенного человека, о его мучительных поисках себя, своего предназначения, идеалах, которые знакомы и переживаемы были самим А. Вампиловым. Именно поэтому молодой драматург писал о том, что саднило его человеческую душу, от «чего не спалось по ночам» ему и его сверстникам; художественная правда А. Вампилова оказалась такой откровенной, полной желания докопаться до первопричин дисгармонии жизни. При этом А. Вампилов с такой художественной достоверностью воссоздал атмосферу жизни, настроения людей, события, будто не он автор, а сами эти люди, не таясь, все до капельки и хорошее, и плохое, гадкое и светлое рассказывали о себе сами.

Как зрелый реалист с устоявшимися взглядами А. Вампилов заявил о себе уже в первой одноактной пьесе «Двадцать минут с ангелом». Противник всяческой аморальности,, духовного невежества, пошлости, притворства, чинопочитания «отстаивал свои убеждения в каждом произведении с завидной последовательностью, убежденностью, но не «как судья или обвинитель », но как человек, искренне страдающий из-за наличия этих недостатков и желающий их искоренения. Поэтому он впервые в социально-психологической драме воспроизвел живого человека своего времени во всей множественности черт его характера, с его пороками, достоинствами и недостатками, противоречиями; людей отрицающих и отрицаемых и одно-временно полных желания бескомпромиссной жизни, тоски по прекрасному, по идеалу. И ценность этого разговора состояла в том, что все эти недостатки и пороки вампиловские герои видели не в ком-то и не в чем-то, но прежде всего в себе, и они не скрывали этого. Будучи откровенными в своих недостатках, искренне не желающие своей порочной жизни, бунтующие против нее, тяготящиеся ею, откровенно ищущие лучших нравственных и состояний и взаимоотношений, вампиловские герои еще не осознавали причин своих собственных недостатков и неустроенности. Они еще не знали столь отчетливо того, что хорошо знал сам А. Вампилов: что беды современной жизни и человека во многом от его внутреннего попустительства, «раз-

[258]

 

гильдяйства», полуобразованности, т. е. от малой спросливость с себя, и потому, несмотря на стихийный бунт и внутренний разлад, длили привычный образ жизни. Такими, какими были они в жизни, герои и предстали в вампиловских пьесах: заблудшие, мятущиеся, раздвоенные, духовно ослабшие, несколько даже инфантильные, растерянные, едва сохраняющие свои позиции перед жестокой безнравственностью и беспардонностью официантов.

За эту несознательность А. Вампилов гневался, критиковал, иронизировал над героем, высмеивал недостатки и слабости в человеке и человеческих взаимоотношениях, которые молодой драматург поставил во главу угла своих произведений вместо пресловутых обстоятельств, но не уставал любить, сострадать человеку, радоваться пусть даже и его маленьким победам над собой, а главное, не уставал доверять такому человеку, ибо, проверяя его во множестве нетрадиционных для современной социально-психологической драмы разветвленных конфликтах, убеждался в его здоровой нравственной основе, поскольку его герой каждый раз демонстрировал главный источник чело-вечности: самокритичность, душевное сострадание, альтруизм.

Столь не свойственное прежде авторское разностороннее отношение к герою, к действующим лицам, проистекающее из его глубокой заинтересованности к теме и уважения к человеку, привело к переосмыслению второстепенных действующих лиц, известных построений пьес, расширению жанрового диапазона, широкому использованию различных принципов и способов комического, бытописательского, открыто публицистического и условного письма. В результате, сохраняя субъективность творческого почерка, А. Вампилов создает объективную картину реальной жизни во всей осязаемой зримости ее форм и красок и, тем самым, в структуре социально-психологического театра создает собственное направление, которое в данной работе характеризуется как критический или взыскательный оптимизм.

Именно этим взыскательным оптимизмом, правдивостью, да еще гармонией формы и содержания привлекает читателя творчество А. Вампилова. Каждый, кто прикоснется к нему, сможет глубже осознать себя, понять причины своих недостатков, силы

[259]

 

и слабости, наглядно увидеть, физически ощутить атмосферу 60-х - начала 70-х годов XX столетия с их проблемами, поисками, решениями, а еще почувствовать прелесть, аромат, силу истинной драматургии, подлинной художественности, обаяние чистого литературного языка.

Подлинно новаторские достоинства драматургии А. Вампилова принесли заслуженную небывалую популярность. Его завоевания взяли на вооружение как старшие, так и начинающие драматурги, Ужесточенная политическая обстановка помешала драматургической молодежи в полной мере освоить художественные наработки А. Вампилова, основанные главным образом на свободе выражения своих идеалов, своего внутреннего самосознания. Молодым во многом пришлось сдерживать себя, идти следом за жизнью, прислушиваться к ее диктату.

Творческие поиски, реализация замыслов сдерживалась, конечно и степенью талантливости. Но все же ближайшие последователи А.Вампилова, те, кого в начале их творческого пути назвали «поствампиловцами», оставались духовными его наследниками. Правда, вопреки заветам автора «Утиной охоты», они отстранились от своего героя, ушли от прямых его оценок, снивелировали потенциальные возможности своих героев, смикшировали истину конфликтов и, тем самым, внесли достаточно большую дистанцию в отношения со своим современным классиком, застолбив их не столько в рамках прямых и непосредственных традиций, сколько на грани преемственности.

Полный разрыв с художественным наследием А. Вампилова произошел у драматургов последнего пятилетия XX столетия и всего начального периода XXI века. Не сознавая до конца всей глубины социально-политического изменения в жизни драматурги последних лет пошли на поводу теневых, негативных сторон, обильно выплеснувшихся на поверхность жизни, которые, однако, не составили и не смогут составить ее сущности и ее основы.

Азартно увлекаясь фоном жизни, второстепенными конфликтами, острыми фактами, обильно подбрасываемыми самой действительностью, смакуя прежде непроизносимое,

[260]

 

подбодренные тем, что ныне дозволено все, современные драматурги усваивают только самый внешний, самый поверхностный срез жизни- и человека, разрушая прежние традиции драматургии и театра, глубинного постижения всей духовной мощи человеческого характера как в его действительных, так и потенциальных данностях и возможностях.

Отдавая свое внимание негативу, современные драматурги, очевидно, забыли, что в их осмыслении они не первые. Как положительные, так и отрицательные стороны всегда были в поле зрения художников, писателей всех времен и народов, ибо недостатки, равно как и достоинства, всегда имели и будут иметь место в любом государстве и при любом строе. Писал о таких явлениях, как алкоголизм, бандитизм, воровство, домострой, и А.Вампилов. Вспомним его рассказы «Нож и персидская сирень», «Веселая Танька», «Прогулки по Кутулику», «Успех», «Зиминский анекдот», «Кое-что для неизвестности» и пр. Но А.Вампилов при этом умел вглядываться в суть явления попристальнее, повнимательнее, попрофессиональнее, стараясь понять и обнаружить как в процессе, так и в человеке не одно гадкое и не одно светлое, чего в жизни в общем-то не бывает, но диалектику, о которой современные драматурги, кажется, забыли, рисуя жизнь и человека как и прежде, в довампиловскую бытность, одной краской, только теперь не густобелой, а густочерной. Наше разворошенное время, как никогда, требует от художников вдумчивых подходов в осознании жизни и человека таких качеств, которыми сполна обладал А.Вампилов - писатель, тех гуманистических заповедей, которые сложились в его произведениях и без которых современной драматургии, равно как и театру, не вернуть утраченного былого авторитета, а тем более «силы и действенности», свойственных творчеству А. Вампилова.

[261]