Туман

Маленькая комнатушка без окон — аппендикс актового зала, здесь хранится всякий нужный хлам. В ней сегодня пытаются поймать свою заблудшую музу три гитариста — самопальная группа курсантов-судоводителей третьего года обучения. Антоха обречённо возлежит на груде старых журнальных подшивок. Рома дремлет в позе мыслителя. Потрескивает пыльная лампа, в неё набилась рота дохлых мух. Безнадёга. Лёнька едва касается струн своей акустики. Если что, он и на басу может тему вести… Но сейчас не надо на басу… Не поймёшь, то ли давно стемнело, то ли едва начали сгущаться февральские морозные сумерки над рубкой на «верхней палубе» здания рыбинского речного училища.

Только ведь, понимаешь, собрался Лис юркнуть к выходу, прямо так, без бушлата — всего-то несколько шагов по снежку — и в общаге, ан нет! Его почти за гюйс поймала завуч:

— Лёня, мы должны принять участие в городском конкурсе патриотической песни. Заявка подана. Конкурс послезавтра. Нужно сыграть и спеть что-то новое. Лучше своего сочинения.

— Так это… Не репетировали давно и аттестация же как бы… Пусть девчата…

— Чем больше от нас будет номеров, тем выше престиж. Не думала, что тебе придётся объяснять такие простые вещи.

— Мы не успеем до послезавтра. Вот как хотите.

— А ты не в курсе, случаем, что там с распределением на практику? Кто-то хочет на толкаче всю навигацию ходить? Можно же устроить. И про дисциплину я молчу. Не дошло бы до отчисления, Лис. К Михаилу Петровичу, может, сразу, а? Завтра послушаю вашу песню.

— Так точно.

Завуч улыбнулась и сделала вид, что поправляет Лёньке безупречно выглаженный гюйс:

— Совсем от рук отбились, господи.

И вот теперь три мученика Эвтерпы пытались решить, как им выкрутиться из ситуации.

— Да пофиг, давайте «Не плачь, девчонка…». Или «Идёт солдат по городу…», — Антохе хотелось домой, и он был готов уже играть что угодно. — Стариканы в жюри одобрят. Ещё и первое место займем.

— Пять минут позора. Зато от нас отстанут, — поддержал его Рома. — Мы всё равно ничего дельного не успеем придумать. То, что мы до этого играли, — всё не формат.

Лёнька поморщился.

— Может, «Там за туманами» «Любэ» попробуем забацать. Вроде, там не очень сложно…

— Угу, и модуляция в четвёртом куплете. Урепетируемся. Давайте тогда «Туман» «Сектора газа», чё уж…

— А давайте. У меня слова и аккорды есть.

— Лис, ты чё, в натуре? Нас не пропустят с этой песней. Завтра завучиха позырит и устроит скандал.

— Да и пофиг. Я не собираюсь перед всеми на задних лапах плясать, только бы практику получше утвердили. Не понравится песня — её проблемы.

Идея показалась сумасшедше-прикольной, пацаны заулыбались, вдохновились и вылезли репетировать.

В назначенный час они вытянулись на сцене по стойке смирно с гитарами наперевес. Готовые к бою. Завуч благодушно уселась в пустом зале.

— Песня Юрия Клинских «Туман», — чопорным голосом конферансье объявил Лёнька, полуусмешка мелькнула в уголках его губ и растаяла без следа.

Завуч покачала головой, мол, не знаю такого, и приготовилась слушать. Первые аккорды ей тоже ни о чём не сказали. Но чем больше она вслушивалась в текст, тем становилась мрачнее и угрожающе качала ногой, шевелила пальцами, сдвигала брови, собирала губы в презрительную трубочку.

Было хорошо, было так легко,

Но на шею бросили аркан,

Солнечный огонь, атмосферы бронь,

Пробивал, но не пробил туман.

И мёртвый месяц еле освещает путь,

И звёзды давят нам на грудь — не продохнуть,

И воздух ядовит, как ртуть,

Нельзя свернуть, нельзя шагнуть,

И не пройти нам этот путь в такой туман!

 

А куда шагнуть — Бог покажет путь,

Бог для нас всегда бесплотный вождь!

Нас бросает в дрожь, вдруг начался дождь,

Нас добьёт конкретный сильный дождь!

 

И месяц провоцирует нас на обман,

И испарение земли бьёт, как дурман,

И каждый пень нам, как капкан,

И хлещет кровь из наших ран,

И не пройти нам этот путь в такой туман!

 

Всё пошло на сдвиг, наша жизнь, как миг,

Коротка, как юбка у путан,

Нам всё нипочём, через левое плечо

Плюнем и пойдём через туман.

Под конец завуч не выдержала:

— Слова никуда не годятся. Несите мне их сейчас сюда, будем исправлять.

Лёнька положил гитару, вытащил из-за ремня отксерокопированный листок с текстом и спрыгнул со сцены в зал. Антоха и Рома стали подтягиваться тоже, чуя недоброе.

Завуч водила карандашом по строчкам, зачёркивала и подписывала сверху своё.

— «Но на шею бросили аркан». Какой ещё аркан, Лёня?

— Не могу знать. Вероятно, речь идёт об оковах западного гнилого капитализма и рыночной экономики…

— Не морочь мне голову. Никаких арканов. Напишем: «Нёс нас по реке катамаран». И в рифму, и по-речному. Так, дальше. «И мёртвый месяц…» — всем известно, что месяц светлый, ещё Пушкин об этом писал. Что ж, этот ваш друг — умнее Александра Сергеевича, что ли?

— Какой друг?

— Да Юра этот, который вам текст написал. Что там ещё. Совсем мрак. Припев перепишем. Будет так:

И звёзды светят нам на грудь — святая суть,

И воздух свеж, пора нам в путь,

Нельзя свернуть, пора шагнуть,

Пора идти нам в этот путь в такой туман!

— Вот. Вполне позитивная песенка на речную тему получается.

Лёнька кивал с серьезной миной. Пацаны пытались задавить отчаянный хохот, рвавшийся наружу. Завуч продолжала редактирование:

— Про Бога — это хорошо, в жюри обязательно будет кто-то из епархии. Молодцы. Но вот дождь… Пусть он не «добьёт», а бодрит.

И месяц приглашает нас побыть вдвоём,

Про испарение земли с тобой поём,

И каждый пень нам, как солдат,

Он защитит всех, будто брат.

Давай пройдём с тобою путь в такой туман!

— Но это уже какая-то любовная лирика получается, — возразил Рома.

— Ты что, Соколов, любовная лирика дальше, а это чувство братской поддержки, — Лис незаметно пихнул друга ногой, типа, не вмешивайся.

Завуч одарила его благосклонной улыбкой. Но потом прочитала про путан.

— Это ещё что такое?

— Возможно, имелись в виду сторонники президента, — Лёнька, не моргая, смотрел ей в глаза, его взор искрился патриотизмом и был чист, как утренняя роса.

— Не думаю, — отрезала завуч. — Будете петь так:

Всё пошло вперед, наша жизнь как мёд,

Западный не соблазнит обман.

Нам всё нипочём, через левое плечо

Глянем, и пойдём через туман.

— И вполне патриотично. Передайте своему Юре, что уж слишком депрессивные у него стихи.

Антоха, а за ним и Рома подскочили и выбежали из зала, не в силах больше сдерживать дикий смех.

Лёнька кивал с серьезной вежливостью японского дипломата.

— Спасибо огромное, что бы мы без вас делали…

 

На концерте в общественно-культурном центре зал был набит битком. Депутат, священник и председатель департамента культуры уже произнесли свои речи и теперь скучали в жюри, рассматривая незадачливых конкурсантов, певших им знакомые приевшиеся песни.

Когда на сцену вышло трио курсантов-речников, зал зааплодировал. Народ всегда симпатизировал юношам в тельняшках. Аплодисменты не прекращались — многие узнали мелодию — зал оживился и радостно загудел, готовясь подпевать.

Мальчишки озадаченно переглянулись. Лёнька тряхнул головой, сделал жест рукой, будто бросил шапку об пол. И запел оригинальный текст. Ребята поддержали. В проходах уже кто-то пытался танцевать. Зал выл.

Когда ребята уходили со сцены, овации гремели. Но на фоне кислых физиономий членов жюри всё, в конце концов, превратилось в жидкие хлопки и затихло. Руководство речного училища сидело окрашенное в цвета итальянского флага: бледно-зелёные полуобморочные или пурпурно-предынфарктные.

Группа Лёньки Лиса сбежала огородами, не дожидаясь окончания концерта и разбора полетов. Главный приз, как всегда, достался образцово-показательному хору.

— Чего нам теперь в речнухе будет… — Рома старался отвернуться от ветра, бившего в подворотню, не мог прикурить — дрожали руки.

— Лис, нафига ты стал оригинал петь? Ходить нам теперь на толкачах и не видать круизных лайнеров с чаевыми…

Лёнька стоял без шапки, засунув кулаки в карманы, и смотрел в небо. Не отвечал.