III.

Обратите внимание на слово Русь, выделенное здесь мной. В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списках «Повести» Нестора в числе племён, призвавших варягов, также называется Русь:  «Придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна». В Иоакимовской летописи назван инициатор приглашения – местный владетель по имени Гостомысл, который перед смертью собрал на совет «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей». Поясняется, что, пережив бездетных сыновей, сей Гостомысл, то ли посадник, то ли князь, выбрал в наследники Рюрика, своего внука от дочери Умилы, которая была замужем за варягом хоть и высокого, но неизвестного звания (правитель области? Отдельной страны?). Вот вам и «призвание»: в 862 году от Р. Х. на равнине Приильменья с разноплеменным населением власть имущему деду наследует внук по монархическому праву. Где тут зарождение или начало русской государственности? Да и о начале локальной, новгородской говорить – значит, покушаться на истину. Не на пустое же место прибыл полукровка с норманнским именем. Сначала устроился в Ладоге, потом, по смерти деда, перебрался в городище своего имени – Рюриково, от которого и пошёл Великий Новгород. Сам Гостомысл, сын Боривоя, согласно преданию, записанному в Иоакимовской летописи, был прямым потомком в девятом колене славянского первокнязя Славена.  Конечно, все эти личности легендарные, но разве Кий – не из легенды, построенной на глухих, нечётких свидетельствах хронистов прошлого?

В этой истории много вопросов. Например, если в числе пригласивших варяга (по отцу) Рюрика названа русь, то как согласовать это с тем, что призванный варяг сам был из племени… русь? Да, так в повести Нестора: «Идоша за море к варягом, к руси». Получается, русь, живущая в государственном образовании ильменского словена Гостомысла просит править собой своих же, но живущих за морем. Притом, нам уже известны поляне, славянское племя, которое (см.выше) «яже зовомая Русь». Так что же это за загадочные вездесущие варяги, сразу и славяне и, по  норманнской теории, скандинавы?! В статье «Варяги» (портал «Велесова слобода») автор пишет: «Обратимся к "Повести временных лет". Там говорится: "И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же так". Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намек на то, что приглашенные варяги - это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчеркивается их различие. Речь идет о руси, но ни один источник Х-Х1У веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях, нет и намека на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский - один и тот же».