Введение. О двух ветвях русской поэзии

Рассматривая поэзию начала XXI века, ещё непонятную, находящуюся в исканиях, пытающуюся отразить своё время и при этом далёкую от бурных литературных течений, направлений и поисков века минувшего, где было изобилие подходов, стилей, методов, мы пришли к выводу, что все эти течения и направления так или иначе сводятся к двум основным ветвям русской литературы – консервативно-охранительной или, говоря словами Ф. М. Достоевского, почвеннической и иной, противоположной ей – либерально-раскачивающей всё ещё могучую ло́дью Великой Русской Литературы. Художественные искания, безусловно, дело хорошее и нужное, но нам милее и отраднее традиция, обычай, призванные сберечь то, что искони было завещано нам предками и столпами поэтического слова.

По этой причине в центре нашего внимания – творчество поэтов-почвенников, которых, к счастью, очень много в современной литературе, но которые по многим причинам остаются в тени. Либеральная критика их не жалует, журналы обходят их вниманием, а издательства ныне, как известно, либо процветают, находясь во власти золотого тельца, либо выживают каким-то чудом, служа высокому. Но именно эти поэты радеют за судьбу Отечества не показательно-декларативно, а всем своим русским (по духу) сердцем. О них речь в книге «Русские поэты-почвенники XX – начала XXI вв.». Среди эти поэтов – Вячеслав Богданов, Алексей Еранцев, Владимир Курбатов, Владимир Носков, Евгений Рудаков-Рудак, Алексей Селичкин, Сергей Семянников, Валентин Сорокин, Геннадий Суздалев, Валентин Чистяков, Владимир Чурилин, а также Ольга Балакина, Салисэ Гараева, Лидия Дедова, Надежда Емельянова, Юрий Зыков, Вера Киселева, Ирина Кияшко, Геннадий Комаров, Татьяна Кузнецова, Валентин Легкобит, Наталья Рябинина, Валерий Савельев, Виталий Савченков, Валентина Сляднева, Виктор Смагин, Станислав Слепёнков, Светлана Соложенкина и др. Случайно это или нет, но все эти поэты так или иначе имеют отношение к уральскому региону, поэтому мы вправе говорить об уральском поэтическом феномене.