Самосознание является коренным свойством человека как «разумного существа», выделяющего себя в окружающей действительности в качестве самостоятельного деятеля. Представитель рода человеческого выступает «разумным субъектом» лишь определяя себя свойствами самосознания как духовной энергией своего целостного бытия, нацеленной не столько на восприятие внешнего мира, сколько обращенной внутрь собственного существа для выявления своей идейной сути как жизненного истока созидательных сил. Практическое совмещение следов этого духовного самоопределения у множества индивидов в процессе их конструктивного общения друг с другом формирует у них устойчивое коллективное «самосознание», которое и становится нравственным стержнем реализации «национальной общности». «Именно в столь привычном словосочетании «национальное самосознание», – полагает авторитетный современный исследователь духовных глубин русской философской мысли Н.П. Ильин, – происходит очевидное пересечение национального с философским; именно здесь – естественная отправная точка для дальнейших размышлении о философии нации». Принцип «целостности» должен служить идейной опорой русскому народу в понимании окружающей действительности как продолжения и претворения его собственного разумного существа...