3. КОЛОКОЛА
В нашей четырнадцатиметровой комнате временного офи¬церского общежития притулились пять солдатских кроватей, плюс - привезенные мною вещи: софа, кухонный шкаф, обеден¬ный стол, два кресла и "прадедовский" холодильник "Сара¬тов". Жену с дочерью перед великим переселением я отпра¬вил к тёще в Алма-Ату, а добро-то куда девать? За день-два не продашь. Бросать жалко. Пришлось, как улитке - все своё носить с собой... На этот обеденный стол взгромоздились три бутылки корейской водки, извлечённые Петром из "бар¬дачка" "Урала", к ним добавилось неизысканное содержи¬мое наших сусеков: тушёнка, сало, хлеб, лук, маринованный перец, томаты в собственном соку ... Не изобилие, как на Украине, но и не скудно для компании "соломенных" холо¬стяков. На софе и в креслах расположились уже известные участники похода в редакцию городской газеты и "гвоздь программы" - поэт и северянин со стажем Пётр Суханов. На придвинутой к столу кровати заняли оставшиеся "вакансии" другие обитатели нашей политотдельской "пещеры".
Пока накрывался стол, Пётр со смехом рассказывал свою версию знакомства в редакции: "Захожу на заседание лите¬ратурного клуба, а мне навстречу трое военных поднимаются. Ну, был бы один, за случайного гостя сошёл, а тут - трое... Начинаю судорожно соображать, что я такого натворил, чтобы меня снова "замели"? И так больше девяти лет на нарах парился. Ну, то за издержки молодости и безотцовщины. А тут ничего криминального за собой не знаю и вдруг пришли... Я ведь в погонах и эмблемах не разбираюсь. Знаю только, что в Сургуте, кроме "зоновских", никаких других военных не было. Сами догадываетесь, что и куда опустилось..."
В комнате - хохот до слез. Сама собой налаживается атмосфера открытости и доброжелательности. Между бывшим "зэком" и политотдельцами убран барьер недоверия.
Толя Тхор провозглашает тост: "За союз меча с ора¬лом", то есть - за союз воинов и пахарей.
А потом, как в старинной казачьей песне поётся: "Вы¬пьем мы по первой - позавтракаем. Выпьем по второй - раз¬говоры заведём. Выпьем мы по третьей - громко песню запо¬ём ..." Только у нас, вместо песен, были разговоры "за жизнь и литературу", стихи, в основном - Петра Суханова, иногда я "вплетал своё лыко в строку".
Пётр старался выдерживать первоначальный шутливый тон, даже когда его расспрашивали про "университеты" за колючей проволокой, как попал, да почему "строгоча" за¬работал.
- А кто из вас в детстве за яблоками или арбузами в колхозные сады и на бахчи не лазил? - задал он с улыбкой встречный вопрос, заранее предвидя реакцию на него.
Все оживились. Каждый припоминал что-то курьёзное, "связанное с ночными набегами на сады и огороды, прятаньем от сторожей и объездчиков.
А у нас в волховских бараках не было садов, - продолжил Пётр, - фрукты и ягоды мы видели только в ларьках и магазинах. Денег на их покупку ни у пацанвы, ни у родите¬лей не было, а желание вкусить запретный плод даже Адама и Еву соблазнило. Не так ли?
- Так конечно ...
И все без лишнего разжёвывания поняли суть биографического факта... В нашей ГУЛАГовской истории таких иско¬верканных судеб не одна сотня тысяч. Не случайно же и пого¬ворка прижилась: "От тюрьмы, да от сумы не зарекайся ".
Только дотошный Василий Михайлович Нагирный недоумен¬но произнес: "И за это девять лет строгого режима?! ".
- Нет, не за это, а за повышение квалификации, - опять отшутился Суханов.
- Как это?
- Очень даже просто... Когда зелёный, не оперившийся ещё в блатном мире, новичок попадает в зону, у многих уго¬ловников появляется желание "унизить" его. Вот один такой гнус и попытался меня сломать. Но вышло так, что я на нём кочергу обломал, чтобы больше ни у кого подобных желаний не появлялось. И зэки всё поняли, как надо... А от справед¬ливого советского правосудия мне оперативно оформили " про¬дление договора на энное количество лет и повышение по слу¬жбе - до строгого режима..."
Пётр, улыбаясь, раскуривает сигарету. На его высоком лбу проступают длинные и глубокие, не по годам, каналы мор¬щин. Они просто так не возникают ...
" Вот тебе и глянцевый благополучный юноша из журнала! - молча думаю я. - Какой же силой духа нужно обладать, чтобы не только пережить человеческую давильню, но и выкарабкаться из неё в нормальную жизнь, да ещё и стихи писать? Непостижимо!"
За столом сокрушительные вздохи, многозначительные ре¬плики, типа: " Даа.., чудны дела твои, Господи!" И про¬сьбы почитать что-нибудь.
Суханов, подумав несколько секунд, читает в том же шутливо-ироничном ключе текущего разговора:
... Нам судьба подфартила
Крутизной виражей ...
Нас бы всех - на картину,
Да в грязи до ушей!..
Голос у него чистый, поставленный, как у профессиональ¬ного чтеца, без характерных для многих стихотворцев распеваний и воздыханий, но с заметной лукавинкой. Последняя особенность выдает человека сильного, великодушного, но оди¬нокого, не желающего подпускать посторонних близко к своей душе, ранимой и оголённой, как электропроводка. Отсюда и эмоциональная наэлектризованность строк и их искрение, как в следующем прочитанном стихотворении "Компромисс":
Мир - как фонарь.
Жизнь - мотылёк.
Летит по свету
Среди распутиц и тревог
Из мрака - к свету!..
... Гори, явившаяся мысль!
Сжигай уставы ...
Жизнь - это вечный компромисс.
Счастливым - слава!
Я не знаю, как других, но меня опалил философский и эмоциональный накал этих строк, как когда-то горьковское "Безумству храбрых поём мы песню" и толстовский афоризм "Кто счастлив, тот прав ".
Компания тоже, вроде бы, воспринимает стихи с интере¬сом и пониманием. Это выражается не столько в одобрительных репликах или дружеских похлопываниях по плечу, сколько в не¬обычной атмосфере застолья - никто никого не перебивает, не затягивает монологов, каждый знает свой "маневр". На¬верное, оттого, что гость таков? Он своим тактом, чувством меры, юмором в разговоре, оригинальностью стихов магически воздействует на окружающих, не даёт ослабеть энергии чувств. Звучит новое стихотворение:
... Стальные кони - в силе.
Дорога - хороша!
Белым - бела Россия,
Светлым - светла душа!
Как будто бы к застолью
Снега приглашены -
Метельное раздолье
В четыре стороны!
Деревни и деревья
В сугробах до небес.
Морозной акварелью -
Мир разукрашен весь.
Мне радостно и грустно ...
И я схожу с ума,
Когда приходит русская
Сибирская зима!
Армейцы одобрительно улыбаются, покачивая головами: "красиво и с настроением". "Акварельно..."
Конечно же, каждому приходилось любоваться первоздан¬ной белизной заснеженной земли и леса, переживать подоб¬ные "сумасшедшие" чувства от зимней блистательной приборки в природе. Но только настоящий поэт может найти те сло¬ва и образы, на которые с удивлением и радостью откликнет-ся слушатель или читатель: "Я же это тоже видел и чувствовал!" И будет потом, при удобном случае, не единожды декла¬мировать: "Белым-бела Россия, Светлым-светла душа!", как многие вспоминают знаменитое пушкинское: "Мороз и солнце день чудесный!"
Слушая Петра, я вдруг поймал себя на мысли, что не¬вольно провожу связь от его строчек к тому или иному стихо¬творению известных предшественников. Но не в смысле подра¬жания молодого литератора именитым авторам, а в смысле похожего обострённого мировосприятия, особого видения и чувствования жизни.
Вот он прочёл:
... Я присяду в стороне,
Выпью за удачу ...
Хорошо живётся мне -
Оттого и плачу.
Как пронзительно и не лобово выражено "во чужом пиру похмелье" - наша непричастность к благополучной и сытной жизни власть предержащих и их окружения?! И как родственно по настроению и глубине смысла "Доброму Филе" Николая Рубцова?..
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть.
Филя, что молчаливый?
А о чём говорить?..
Изобразительные средства разные, размер, ритм, а мысли вызывают схожую ответную боль в душе.
Ещё одно, особенно понравившееся всем стихотворение, буквально с космическим масштабом спрессованной в него поэти¬ческой философии:
Прошу тебя: повремени немного,
Не говори, что не уберегла ...
Поэты, словно церкви при дороге,
У каждого - свои колокола.
Во все века, как-будто на пожаре,
Они звонят, не зная одного -
У каждого найдутся прихожане ...
Вот только Бога нет ни у кого!
Высоковольтные строки! Здесь - и молитва судьбе, не очень благоволящей к автору, и горькое сомнение в возможно¬сти пробиться к сотворенному в мечтах царству добра и спра¬ведливости, к Высшему Судие ... Звон и стон, свет и тьма, бесконечность и тупик одновременно... Мысли, которые му¬чают человечество на протяжении всей его сознательной жизни. С трудом верилось, что это замечательное стихотворение ро¬ждено водителем из Сургута, пусть и студентом Литинститута, но в ту пору ещё не издавшим ни одной книги. Однако это бы¬ло фактом, а не иллюзией, потрясающей явью. Подобное я читал только у незаслуженно забытого Николая Минского из блистательной плеяды поэтов "серебряного века":
... Порфир и Хризолит ... Сияние чертога ...
Молящихся толпа ... Жрецов поющих ряд ...
Но там, в святилище, но там, на месте Бога,
Стоит священный бык и спит священный гад ...
В душе, в людской душе, в прекрасном Храме мира,
Нет больше божества - и даже нет кумира!..
Сомнений не оставалось - перед нами сидел самобытный русский поэт, со своими, отличными от других, "колокола¬ми ", жестоко битый жизнью, зарабатывающий свой хлеб тяжким земным трудом, но душа его свободна от всех мирских мерзо¬стей и пут, людского убожества во дворцах и камерах ... она причастна горнему свету. Оттуда - и многие окрыленные сюже¬ты, и горечь от несоответствия небесного и земного начал в мире и в человеке, как, например, в стихотворении о раз-бившемся планере:
Мир прост и страшен - как свеча!
Как небо в окнах камер ...
Как этот, павший у ручья
Весёлый планер!..
А было - только небеса!
Взгляни, натужась,
Как запрокинулись глаза,
Глотая ужас!
Я вижу смятые крыла.
Они - как руки.
Как полюсы добра и зла
В проклятом круге!
Мир прост немыслимо...
Хвала Создателю его ...
И всё же,
Имей я эти два крыла, -
Летал бы тоже.
Это стихотворение-манифест, с ярко заявленной жизнен¬ной позицией автора, с суперзадачей, поставленной Петром перед самим собой. Но он опять немного слукавил и здесь, написав "летал бы", пытаясь скрыть до поры до времени от посторонних истину, что уже летает! Но стихи выдавали тайну…
Серое, морозное утро уже заглядывало в наши окна, когда мы стали прощаться с гостем. Собственно это был уже не гость, во всяком случае, для меня. За несколько часов общения на языке поэзии мы с Петром породнились душами и с того времени никогда уже не забывали друг о друге.