Арест Ручьёва

Легендарный певец Магнитки Борис Ручьев был арестован 26 декабря 1937 года. Бесспорно, его уже относили к русской интеллигенции, он стал слишком заметен. Арестован был с группой магнитогорских литераторов, исключен из Союза писателей. А он только успел жениться в марте 1937 года на учительнице Серафиме Каменских. Перебрался в Златоуст. Жизнь только забурлила вокруг него, как тут же все разом закончилось. Его, работавшего в златоустовской газете «Пролетарская мысль», арестовали по клеветническому обвинению в контрреволюционном преступлении, и он был репрессирован как «участник право-троцкистской группировки, действовавшей на территории Челябинской области» и отправлен в лагеря. А было ему всего 24! Вряд ли романтически настроенный на жизнь молодой человек мог причинить кому-либо какое-либо зло.

Глубоко потрясенный необъяснимым арестом, он день и ночь думал в тюрьме о своем нелепом положении, и не он один. До сих пор неясно, кто был автором доноса на Ручьева. В распоряжении следователей НКВД якобы были признания и показания его друзей-литераторов – Губарева и Макарова (расстреляны), Люгарина. Почему Борис оговорил себя, признавшись: «…Я действительно являлся участником подпольной организации правых и вел активную контрреволюционную деятельность?» А ничего удивительного! Всем записывали такие признания. Историк Игорь Непеин, автор книги «Палачи и жертвы», изучив документы в архивах ФСБ, обратился за разъяснениями в «органы»: «А где же донос на Ручьева?» И получил ответ, что никакие доносы, если даже они и были в действительности, в следственных делах не хранятся и не хранились.

Последнее свидание Б.А. Ручьева с женой С.И. Каменских в Челябинской тюрьме произошло 18 июня 1938 года. И эта же дата была указана в письме поэта: «Несмотря на все мои протесты и отрицания клеветнического обвинения, доказательства невиновности грубо попираемых следствием, 28 июня 1938 года я был осужден выездной комиссией Верховного суда СССР и по ст. УК РСФСР 98-7, 17-58-2, 58-11 приговорен к лишению свободы на десять лет с поражением в правах на пять лет».