II. «Реформа Ольги» и создание сети киевских опорных пунктов – «погостов» на Руси.

Как хорошо известно, в IX-X вв. постепенно все восточнославянские этнополитические объединения попадают, так или иначе, в зависимость от Киевской Полянской земли и ее правящей военно-торговой верхушки[1], которая и представляла собой зачатки государственного аппарата. Этот процесс хорошо освещен в литературе[2] и мы не будем на нем останавливаться. Земли, попадавшие под власть Киева, сохраняли огромную автономию и нередко стремились восстановить полную независимость, хотя широко участвовали в организуемых им военно-торговых экспедициях. Главной формой зависимости восточнославянских земель от Киева была в первую очередь выплата дани, состоявшей главным образом из продуктов, вывозившихся затем киевской военно-торговой верхушкой в Византию и страны Востока и Европы. О том, как происходил первоначально сбор дани с покоренных Киевом этнополитических объединений восточных славян, рассказывает византийский император Константин Багрянородный (945-959) в своем знаменитом сочинении «Об управлении империей» (948-952): «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава (Киева – М.Ж.) и отправляются в полюдия, что именуется ‘’кружением’’, а именно – в Славинии вервианов (древлян – М.Ж.), другувитов (дреговичей – М.Ж.), кривичей, севериев (северян – М.Ж.) и прочих славян, которые являются пактиотами (данниками – М.Ж.) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи – М.Ж.), они оснащают их и отправляются в Романию (Византию – М.Ж.[3].

Подробный анализ этой интересной политической системы был произведен Б.А. Рыбаковым[4], показавшим, что полюдье[5] было основой политической организации Киевской Руси в ранний период ее истории и основой существования ее правящей верхушки, превращавшейся постепенно в административный аппарат, осуществляющий управление Киевской Русью. Итак, перед нами довольно любопытное политическое объединение, обладающее, тем не менее, важнейшими институциональными чертами, позволяющими определить его предгосударственный политический характер[6].

Главное отличие государства от предшествующих ему потестарно-политических образований состоит в том, что в государстве разрушен принцип реципроктности (принцип взаимных обязательств между народом и властью)[7]. Причем в падении принципа реципроктности можно выделить три стадии:

1) В обществе полностью работает принцип реципроктности;

2) Одно этнополитическое объединение покоряет другие. Принцип реципроктности сохраняется в «своем» обществе, а по отношению к покоренным обществам он не выполняется. Именно такой характер носили отношения Киева с древлянами, радимичами и т.д. Т.е. внутри общества киевских русов принцип реципроктности сполна сохраняется и князь действует, как лидер «своей» киевской общины. А по отношению к покоренным древлянам, радимичам, дреговичам и т.д. киевский князь (и киевская полянская община в целом) выступает как завоеватель и экзоэксплуататор. Основной формой зависимости восточнославянских этнополитических объединений от Киева была выплата дани[8]. Отношения данничества всегда обращены «во вне». Это отличает основанные на них политические объединения от собственно государства, где отношения эксплуатации обращены «внутрь» самого общества[9].

Затем (об этом процессе далее и пойдет речь) Киев переходит к прямому управлению завоеванными областями[10].

3) Принцип реципроктности ломается и в «своем» обществе.

Киевская Русь Х в. находилась на второй стадии развития этого процесса. С точки зрения политической антропологии это типичное суперсложное вождество[11]. От суперсложного вождества, каким являлась Русь Х в. возможен был путь к государству (с переходом к третьему этапу падения принципа реципроктности), но был реализован в силу ряда причин совсем иной путь политогенеза[12].

Разумеется, сохранение отдельными славянскими объединениями огромной автономии приводило к острым конфликтам, ибо Киев хотел укрепить свою власть, а подчиненные ему восточнославянские этнополитические объединения – вернуть полную независимость. В ходе одного из таких конфликтов – столкновения Киева с Древлянской землей – погиб князь Игорь[13]. Это событие стало рубежным в истории взаимоотношений Киева и подчиненных ему славиний[14], да и вообще в истории Киевской Руси, определив ее дальнейшее развитие на долгое время вперед и положив начало новому этапу в процессе становления и консолидации правящей элиты Древней Руси и ее превращению в аппарат государственного управления.

Здесь надо рассмотреть вопрос о так называемой «реформе Ольги[15]», но, забегая вперед, отметим, что это было важнейшее событие в ранней истории Киевской Руси, четко разграничившее два ее периода и повернувшее эту историю на новый путь, что кажется в историографии до сих пор не достаточно еще осознано[16].

Вот что рассказывает Повесть временных лет[17]. После разгрома восставших против власти Киева древлян: «(1) иде Вольга по Деревстей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и урокы, [и] суть становища ее и ловища. (2) Иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; (3) [и] ловища ея суть по всей земли, знаменья, и места, и повосты, и сани ее стоят в Плескове до сего дьне, (4) и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И  изрядивши, возратися к сыну своему Киеву»[18].

Этот весьма непростой для интерпретации текст давно уже находится в центре внимания исследователей[19]. При этом, следует отметить, что ученые, анализируя этот летописный рассказ, далеко не всегда разграничивали деятельность Ольги в Древлянской и Новгородской землях, говоря, обычно, просто о «реформе Ольги», хотя еще А.А. Шахматов считал слова «Иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани» вставкой, опирающейся на новгородские источники[20]. Разделял рассказы о деятельности Ольги в Древлянской и Новгородской землях и Б.Д. Греков, находя здесь смешение двух разновременных известий[21]. При этом А.А. Шахматов вообще считал рассказ о новгородской деятельности Ольги искусственным, связанным с наличием на новгородском севере своей собственной Деревской земли (пятины), наличие которой позволило новгородскому летописцу XI в. приурочить рассказ Древнейшего Киевского свода о деятельности Ольги в земле древлян к Новгородчне. Позднейший киевский летописец просто механически соединил эти два рассказа[22]. Ныне аналогичного мнения о недостоверности летописного рассказа о деятельности Ольги в Новгородской земле придерживается Н.Ф. Котляр[23]. Ученый отмечает, что «возле Новгорода в древнерусское время существовала своя Деревская земля, деревский погост. В начале XI в. Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности… Искоростенем»[24].

Не все, однако, так просто. Если даже признать, что рассказ о деятельности Ольги в Новгородской земле – вставка, основанная на новгородских источниках, то это отнюдь не снимает проблемы по-существу, так как в таком случае возникает естественный вопрос: а откуда, собственно, на севере Руси взялась Деревская земля, да еще и со своим собственным Искоростенем? Н.Ф. Котляр считает, что она была заселена колонистами с юга, выходцами из Древлянской земли[25], но не конкретизирует это положение. По мнению А.С. Королева речь тут может идти о древлянах, бежавших из своей земли на север после подавления их восстания Ольгой[26]. На наш взгляд, вполне уместно предположить, что подавив восстание древлян, именно  Ольга целенаправленно переселяет часть их в Новгородскую землю[27]. Осуществляет, так сказать, первую известную нам в отечественной истории депортацию непокорных[28] в другую часть страны, чтобы оторвать их от родной земли и навсегда покончить с традиционной для Киева «древлянской проблемой». Масштаб столкновения диктовал и необходимость принятия радикальных мер по ее решению. Переселение части древлян в Новгородскую землю и могло стать именно такой мерой. Связь Ольги с Новгородской землей несомненна[29]. Сама она происходила именно оттуда[30] и именно там княжил впоследствии ее сын Святослав, как о том сообщает Константин Багрянородный[31] (об этом известии ниже у нас еще пойдет речь). Особенно важно, что в дальнейшем система погостов получит наибольшее развитие именно в Новгородской земле[32], а летопись особо отмечает создание их там Ольгой. Поэтому подвергать сомнению рассказ о деятельности княгини Ольги в Новгородской земле нет оснований, хотя идея о восхождении его к первой Новгородской летописи XI в., на наш взгляд, заслуживает внимания[33]. К дальнейшему текстологическому анализу этого рассказа мы еще вернемся в дальнейшем.

Часто исследователи не разграничивали четко «вотчинно-домениальную» (села, перевесища, ловища) и «государственно-административную» (погосты, уставы, уроки) деятельность княгини. Между тем, для такого разграничений есть определенные основания, хотя очень жестко отделять одно от другого не следует, учитывая нераздельность интересов князя как «вотчинника» и как главы того политического объединения, которое ныне мы называем Киевской Русью. Забегая несколько вперед, отметим, что села[34], перевесища и т.д. могли быть не столько «доменом Ольги», сколько предназначаться для обслуживания погостов. Не случайно летописец помещает все эти понятия в единый смысловой ряд.

Что касается комплекса известий о селах, знаменьях, ловищах, перевесищах и т.д. то его в историографии традиционно принято связывать в первую очередь с созданием (или реформой) Ольгой домениального землевладения киевских князей. Именно так, с теми или иными вариациями, обычно полагают ученые. Особенно принято было подчеркивать это в советской историографии, стремившейся во что бы то ни стало найти на Руси уже с IX-X вв. крупное феодальное землевладение. Так, скажем, Б.А. Рыбаков полагал, что «время княгини Ольги… было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до… Луги и… Мсты»[35]. Л.В. Черепнин считал, что летопись рассказывает об «организации хозяйства на землях, принадлежащих князьям-вотчинникам, пользовавшимся трудом феодально-зависимых людей… Вероятно, часть земельной площади была изъята Ольгой у пользовавшихся ей общинников в личную собственность»[36]. Аналогично и мнение О.М. Рапова[37].

Эти положения попытался оспорить И.Я. Фроянов, который вслед за С.В. Бахрушиным[38] полагает, что известия о селах Ольги могут иметь позднейший и недостоверный характер или же села эти были крайне малочисленны и заводились исключительно с промысловыми целями[39]. Что же касается ловищ, перевесищ и становищ Ольги, то их ученый определяет как места ловли жертвенных животных и птиц (ловища и перевесища) и их ритуальных жертвоприношений, которые совершала Ольга, чтобы таким сакральным путем обеспечить себе победу над древлянами[40]. Эти построения И.Я. Фроянова необоснованы, что вполне убедительно показал М.Б. Свердлов[41]. Сам он совершенно справедливо, на наш взгляд, считает, что «известия исторических источников свидетельствуют о существовании в середине Х в. комплексного княжеского хозяйства, включавшего села»[42]. Не стоит только чрезмерно преувеличивать масштабы и удельный вес княжеского домениального хозяйства времен Ольги, как это имело место в советской историографии. По отношению к землевладению свободного населения оно сотавляло крайне незначительную величину. Да и как было сказано выше, скорее всего оно предназначалось в первую очередь именно для обслуживания погостов[43].

Однако нас в первую очередь интересует другой аспект деятельности Ольги, связанный с установлением неких уставов и уроков и созданием становищ и погостов. Что касается уставов и уроков, то они представляли собой, очевидно, нормы взимаемой Киевом дани, что было в то время особенно актуально, ведь именно из-за нарушения установленных размеров дани погиб князь Игорь[44]. Поэтому задача четкого определения размеров дани, взимаемой с подвластного населения, была очень актуальна для киевского правительства. Ольга тарифицирует дань и определяет ее точные размеры[45]. Однако, «реформа» Ольги состояла не столько в этом, сколько в том, что княгиня изменяет сам порядок сбора дани, отказываясь от полюдья – объезда всех подчиненных славиний и переходит к стационарному сбору дани, так сказать, децентрализует процесс ее сбора, поручая его своей новой администрации на местах[46], создавая для этого особые опорные пункты в подвластных землях – становища и погосты. Что же скрывается за этими названиями и какие изменения в организации социально-политического устройства Киевской Руси отражает их создание?

Здесь сразу надо отметить, что эти слова имели в древнерусском языке различные значения, которые еще и изменялись во времени и пространстве. Точное их значение во времена Ольги нам не известно, равно как нет и уверенности в том, что летописцы XI-XII вв. не экстраполировали современные им понятия и обозначающие их термины на предшествующие времена. Помня об этом, попробуем все же проникнуть в смысл произошедших в середине Х в. перемен. Суть созданных Ольгой становищ вполне убедительно  раскрыл М.Б. Свердлов. По мнению ученого «Становище, по письменным памятникам XI-XII вв. и в данном контексте, – ‘стоянка, стан’. Последующее развитие термина А.Н. Потебня определил как ‘стан, станция для князей, княжих мужей и тиунов, приезжавших для дани’… Они представляли собой станы, где останавливалась княгиня и княжие мужи с дружинами. Как давно отмечено, они могли совмещаться с ловищами – ‘местами для звериной и рыбной ловли’, но их сакральных функций, в отличие от мнения И.Я. Фроянова, ни в исторических источниках, ни в лексическом и историческом анализе не прослеживается. При таком понимании этих терминов ловища представляли собой княжеские территории, где останавливающиеся в становищах княжие мужи и дружинники охотились и ловили рыбу, что придавало им статус княжеской земельной собственности в древлянской земле (курсив М.Б. Свердлова. – М.Ж.[47]. Т.е. становища – это и есть пункты, предназначенные для стационарного сбора дани с подвластного населения, причем, по всей видимости, они в этом качестве предшествовали погостам[48]. Существует и точка зрения, согласно которой погост и становище – это просто два разных названия, в сущности одинаковых центров, различающиеся по географическому принципу: становища создавались на юге – в Древлянской земле, а погосты – на севере Руси[49]. Сложнее обстоит дело с последними. Определение того, как следует определять сущность и функции созданных Ольгой погостов вызвало значительные разногласия в историографии[50]. Лингвисты выделяют несколько хронологически последовательных этапов изменения значения этого слова в древнерусском языке:

1) Место гощения купцов (постоялый двор);

2) Место пребывания князя и его подчиненных, выезжающих за данью;

3) Главное поселение округа;

4) Церковь в нем;

5) Кладбище при церкви;

6) Кладбище[51].

Очевидно, что временам Ольги и ее ближайших преемников (середина Х – начало XI в.) соответствуют второе[52], а затем и третье значение. Примерно так, с теми или иными вариациями, и считало большинство дореволюционных ученых[53]. Этого же мнения, с теми или иными отличиями, придерживается и большинство советских и современных исследователей. Так, по мнению Б.Д. Грекова Ольга «внедряется в толщу местного общества, старается в разных пунктах Древлянской и Новгородской земли создать особые хозяйственно-административные пункты, поручаемые в управление своим людям, долженствующим выполнять в то же время и задачи политические – укрепление власти киевского князя на местах»[54]. Сходным образом рассуждает и В.В. Мавродин. Причем ученый пытается проследить генезис этих пунктов и связать их с местными центрами более ранней поры: «’’Уставляя’’ землю, Ольга вводила погосты. Погосты из селищ и мест для торговли, ‘’гостьбы’’[55], превращаются в административные центры княжеского финансового управления. Понятно, почему именно погосты Ольга делает ячейками своего княжеского управления. Это были места, объединяющие население целого района, где оно торговало и общалось друг с другом. Здесь и следовало основывать княжеские опорные пункты, дабы использовать исторически сложившиеся условия, в результате которых погост являлся объединяющим центром всех тянувших к нему поселений данников, где сходились нити экономических связей, соединяющих отдельные пункты данного района. В погостах постоянно проживали княжеские ‘’мужи’’, систематически собиравшие дань, ‘’творившие’’ именем князя, на основе обычного права, ‘’закона русского’’, суд и расправу и взимавшие судебные пошлины. При такой системе существование самостоятельных племенных князей было немыслимым»[56]. Здесь существенный научный интерес представляют мысли ученого о создании Ольгой своих новых административных пунктов на основе древних местных центров и о постепенной замене администрацией, назначаемой из Киева, местных органов власти. Близка к этому и точка зрения А.А. Зимина. По мнению историка первоначально погосты были «какими-то старыми племенными центрами», которые Ольга превратила «не только в сборные пункты дани, но и в центры судебно-административной деятельности»[57].

А.Н. Насонов считал, что «первоначально все погосты имели значение ‘’становищ’’, как можно заключить из летописного текста под 946-947 гг., откуда распространялась во время объездов деятельность административно-финансовая и судебная на окружные места»[58]. При этом историк считает погосты лишь «постоянными определенными местами объезда» во время полюдья[59], с чем нельзя согласиться. Прав, на наш взгляд, С.В. Юшков, который указывал на несовместимость объезда, известного как полюдье с погостами как стационарными пунктами сбора дани и административно-судебного управления, в которых сидели «постоянные княжеские агенты»[60]. По мнению Н.И. Платоновой формирование на Руси системы погостов связано с «успехами окняжения земель во второй половине Х в. Возникновение сети погостов-центров соответствует этапу развития государственности, на котором грабеж «примученных» племен и архаичное полюдье уступали место регулярному сбору даней по округам. Сбор проводился верхушкой местного населения, активно включившейся в процесс раннеклассовой эксплуатации соплеменников. Подоснова, на которой возникали погосты X-XI вв., могла быть различной. В частности, такую роль принимали на себя и более ранние территориальные центры. Однако путать само явление с его подосновой не следует»[61]. Здесь очень любопытны мысли о связи созданных центральной киевской властью погостов с древними местными центрами, а также о том, что к управлению в них могла привлекаться и местная знать, а не только посланцы из Киева.

Несколько иначе рассуждал С.В. Юшков, по мнению которого погосты «не были просто финансово-административными центрами: они были центрами феодального властвования, основными очагами феодальной эксплуатации»[62]. Близкую точку зрения отстаивал впоследствии Б.А. Рыбаков, который считал что «киевская княгиня… организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям», а сам погост «представлял собой микроскопический феодальный организм, внедренный княжеской властью в гущу крестьянских ‘’весей’’ и ‘’вервей’’»[63] и был в то же время административным центром определенного района[64]. Такого рода суждения основаны на преобладающей в советской историографии, но совершенно безосновательной идее об утверждении феодальных отношений на Руси уже в IX-X вв.[65], хотя отдельные представляющие интерес и ныне детали в них имеются.

Согласно иному подходу[66], также намеченному С.В. Юшковым, погосты – это созданные Ольгой  «финансово-административные округа»[67]. Аналогично и мнение Б.А. Романова, который считал погост территориальной единицей, созданной князьями в административных и податных целях[68]. Точно также считает ныне Б.А. Тимощук[69]. На наш взгляд, эта позиция не противоречит выделенному нами выше первому взгляду на погосты Ольги в историографии. Район, центром которого был погост вполне мог носить тоже название, что и сам погост[70]. Не случайно, что большинство сторонников этого подхода понимали погост и как некий административный центр и как весь подвластный ему район. Второе значение, на наш взгляд, явно вторично и в дальнейшем получило на Руси лишь локальное распространение в рамках сложения и эволюции ее административной системы. Основное значение этого термина в рассматриваемые нами времена – это, безусловно, «место пребывания князя и его подчиненных, выезжающих за данью», а затем и «главное поселение округа» (см. выше историю эволюции термина погост).

Совсем иначе представлял себе генезис погостов Н.Н. Воронин, по мнению которого погост – это вовсе не «результат деятельности ‘’мудрой Ольги’’», а «сложная система общественных отношений, в которой на еще доклассовую основу наслаивались позднейшие процессы. Одним из основных моментов нужно считать превращение этих погостских общин в податные общины; не обложение данью создавало погосты, а дань, собиравшаяся в частности Ольгой, легла на исторически сложившиеся территории общин, усвоив имя погоста-дани; не приезд князя или купца создавал погост, как поселение, а князь и купец собирали дань и торговали в старых центрах архаической сельской общины». Погостом, по мнению ученого, «называлась, с одной стороны, определенная система поселения, а именно – сельская община, и, с другой стороны, ‘’погостом’’ же называется определенный вид дани», взимавшийся с отдаленных сельских районов[71]. Мнение Н.Н. Воронина убедительно оспорил Б.А. Романов, показавший, что именно «от Ольги… остались какие-то территориальные пункты – погосты. Что они были удобно расположены или установлены для сбора дани не в отдалении от населенных мест, а, скорее всего в исторически сложившихся центрах населенных районов, это довольно правдоподобно»[72]. Как справедливо указывает Б.А. Романов, Н.Н. Воронину «не удалось привести ни одной черточки в источниках в пользу того, что территориальная община всюду и везде носила на дофеодальном этапе название ‘’погост’’»[73], а так как Н.Н. Воронин не предложил никакого нового объяснения происхождения самого этого термина, «простое отрицание его связи с гостьбой и остановками князей в полюдье не продвигает, а тормозит отнесение этого термина в дофеодальную древность»[74]. К этому еще можно добавить, что понимание термина погост, как некоего вида дани ни из каких источников вывести невозможно.

Л.В. Черепнин также понимая погосты как некие административно-фискальные  округа, попытался наметить динамику их развития. На первом этапе, по мнению ученого, погост – это община – социальная организация, которая в Русской правде фигурирует как «вервь». Здесь, как видим, Л.В. Черепнин сближается с Н.Н. Ворониным. Затем погосты из поселений соседских общин трансформируются в административно-фискальные округа, каковые и создавала Ольга в ходе своей «реформы»[75], что близко к идее Б.А. Романова[76].

Значительным своеобразием отличается трактовка созданных Ольгой погостов, предложенная И.Я. Фрояновым[77]. В целом историк вразрез практически со всей предшествующей историографией  решительно отверг проведение Ольгой «судьбоносной реформы». По мнению ученого «киевская княгиня вводила не новые порядки и правила, а восстанавливала старые традиции, неосмотрительно нарушенные ее супругом Игорем. Она вернулась к нормированной дани… Земельной собственностью… Ольга не обзаводилась… ‘’общегосударственных’’ законов… не издавала. Нет оснований, чтобы говорить об изменении порядка сбора дани… в деятельности Ольги отсутствует то, что можно было бы назвать реформой»[78]. Что касается созданных Ольгой погостов, то И.Я. Фроянов считает, что «поначалу погосты – это специально отведенные места, предназначенные для встреч и контактов местных финно-угорских племен с чужеземцами»[79]. Ученый исходит из значения слова «гость», однокоренного «погосту», как «чужеземец»[80] и, опираясь на многочисленные этнографические параллели[81], делает вывод, что славяне общались с «чужеземцами», в данном случае угро-финнами, в специальных сакральных пунктах – погостах. Затем, «по мере развития данничества и в результате обложения данью северо-западных финно-угров расширяются функции погостов: они становятся еще и пунктами, куда приезжают сборщики дани». Ольга «опираясь на существующие традиции финно-угорских племен, обозначила сакрально защищенные места сбора дани»[82]. Эти построения И.Я. Фроянова, на наш взгляд, не имеют под собой достаточных оснований[83], что убедительно показал М.Б. Свердлов[84]. И дело не только в том, что погосты были распространены не только в Новгородской земле, но и в других регионах Древней Руси[85], не только в том, что финно-угорское население на Мсте и Луге было в основном ассимилировано и к середине Х в. там уже проживали славяне[86], в то время как о финно-уграх можно для этого времени можно говорить только лишь на Нижней Луге и Верхней Мсте[87], а главным образом в том, что принимая объяснение И.Я. Фрояновым характера общения славян с угро-финнами совершенно невозможно объяснить этнокультурный синтез и ассимиляцию последних первыми[88], которая, естественно, предполагала непосредственное  общение между ними, вовсе не требовавшее неких «сакральных пунктов»[89].

М.Б. Свердлов, напротив, полагает, что «…Ольга осуществила в середине Х в. значительную реформу Русского государства. Погосты – места временных остановок князя или княжих мужей с дружинами во время полюдья – она реорганизовала в центры постоянного княжеского административно-судебного управления в сельской местности. Такое ‘’уставление’’ погостов наряду с уже формирующейся системой городов с волостями во главе с княжескими посадниками имело следствие замену на Руси древнего племенного деления территориальным… Эти изменения… способствовали… дальнейшему развитию социальных и государственных структур, формированию политически единого государства»[90].

Уместно задать вопрос: а только ли на Древлянскую и Новгородскую земли распространялась «реформа Ольги» или она охватывала всю территорию Киевской Руси? На наш взгляд, именно второе решение выглядит более предпочтительным. Еще С.М. Соловьев отмечал, что «хотя летописец упоминает о распоряжении Ольги только в земле Древлянской и в отдельных пределах Новгородской области, однако как видно, путешествие ее с хозяйственной, распорядительной целью обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты»[91]. О том, что «реформа Ольги» охватывала всю подвластную Киеву территорию убедительно писал и С.В. Юшков[92]. В принципе, о том же говорили Л.В. Черепнин[93] и А.А. Зимин[94]. Ныне В.Я. Петрухин считает, что при Ольге происходит «установление государственных правовых норм от Среднего Поднепровья до Новгорода…»[95]. По мнению историка создание Ольгой погостов знаменовало собой отказ от описанного Константином Багрянородным полюдья и переход к стационарному сбору дани по всей территории Киевской Руси (полюдье при этом сохранилось лишь как локальное явление на периферии)[96]. Как общедревнерусскую рассматривает «реформу Ольги» и М.Б. Свердлов[97]. При этом ученый приводит в пользу такой трактовки летописного повествования серьезные текстологические доводы[98]. Условно выделенный третий блок информации о деятельности Ольги (см. выше) говорит о том, что «по всей земле есть ее ловища, знаменья, места, погосты (курсив М.Б. Свердлова. – М.Ж.[99]. Причем под «всей землей» здесь, по всей видимости, следует понимать территорию всей Руси[100].

Таким образом, сложение текста о «реформе Ольги» рисуется в следующем виде (частью о текстологии этого рассказа выше уже шла речь): «первоначальный киевский» рассказ об этом событии содержал два блока информации:

1) об «уставлении» Ольгой Древлянской земли после подавления восстания древлян против власти Киева и о четкой тарификации дани с установлением становищ – пунктов для ее стационарного сбора и административно-судебного управления подвластными землями, а также перевесищ и ловищ для их обслуживания;

2) о распространении «древлянского опыта» на все подвластные Киеву этнополитические объединения восточных славян – «всю землю».

В Новгородской летописи XI в. внимание в первую очередь было обращено на деятельность княгини в Новгородской земле и помещен соответствующий рассказ. В Киевском своде конца XI в. произошло соединение киевской и новгородской версий деятельности Ольги в результате чего в первоначально целостный киевский текст был вставлен третий (новгородский) блок информации.

Подводя итоги нашего историографического обзора, можно сказать, что созданные Ольгой погосты, согласно наиболее убедительным трактовкам, представляли собой:

1) Пункты стационарного сбора четко тарифицированной дани. Их создание знаменовало собой отказ от полюдья – кругового объезда киевским князем всех подчиненных восточнославянских этнополитических объединений, описанного Константином Багрянородным. Теперь сбор дани осуществлялся из постоянно существующих пунктов – погостов, куда, по всей видимости, местные жители сами свозили дань. Эта форма взимания дани называлась, очевидно, повоз[101]. Полюдье после этого сохраняется лишь как локальное пережиточное явление в периферийных районах Руси[102].

2) Пунктами административного управления, которыми киевское правительство заменяло местные власти отдельных славиний, сохранявших еще к середине Х в. огромную внутреннюю автономию (своих князей, знать, народные собрания и т.д.). Причем создавались эти пункты, по всей видимости, рядом или непосредственно на месте существующих центров восточнославянских этнополитических объединений. Управление там могли осуществлять не только представители Киева, но и отдельные – прокиевские  – представители местной знати и местного населения.

В.В. Пузанов выделил на примере Древней Руси три стадии интеграции отдельных этнополитических объединений:

1) Военный «союз племенных союзов»[103] с целью противостояния общей внешней опасности;

2) Объединение «союзов племен» под властью одного из них, который представлял зародыш публичной власти по отношению к остальным (зависимость такого рода устанавливалась, по большей части, силовым путем, выражаясь в уплате дани и совместных военных акциях. Порядок управления в подвластных «племенах» оставался прежним);

3) Господствующий «союз племен» переходит к прямому управлению подвластными этнополитическими объединениями посредством ликвидации (либо ограничения) местных («племенных») органов власти и замены их наместниками с «центра»[104].

Именно переход к третьему этапу интеграции и начался в Киевской Руси в ходе «реформы Ольги». Еще С.В. Бахрушин отметил интереснейшую деталь: если договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. заключались от имени киевского князя и подчиненных ему местных князей, то в договоре 971 г. никаких упоминаний о них нет[105]. Отсюда историк сделал вывод, что к тому времени с «мелкими князьями» уже было покончено: они были либо истреблены, либо полностью подчинены Киеву. Святослав, как известно, сажает своего сына Олега князем в Древлянской земле[106], из чего И.Я. Фроянов резонно заключил, что «к моменту посажения Олега в Древлянской земле своего князя не было»[107]. Владимир уже сажает сыновей во всех основных городах Руси: «Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышеславу Новегороде, посадиша Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме, Святослава Деревех, Всеволода Володимери, Мстислава Тмуторокани»[108].

Следовательно, местных князей к тому времени в восточнославянских областях уже не имелось или они были полностью подчинены[109]. И есть все основания полагать, что главным образом этот процесс произошел именно в результате «реформы Ольги»[110]. Летопись отмечает, что после подавления восстания древлян и взятия Искорстеня она «страрейшины же града изънима»[111], т.е. взяла в плен. Старейшины града или старцы градские – это, очевидно, родовая знать славянских этнополитических объединений[112]. Очень тонкое наблюдение относительно судьбы древлянского князя Мала и всей древлянской политической самостоятельности сделал, внимательно вчитавшись в текст летописного повествования, А.С. Королев: «Особенно циничным выглядит языковое коварство Ольги в рассказе о четвертой мести древлянам. Она заявляет древлянам, повторяя с необычайной настойчивостью: ‘’Больше уже не хочу мстить, – хочу только взять с вас мало, заключив с вами мир, уйду прочь… Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас мало’’. К чему этот повтор: мало, мало, мало... Если вспомнить, что древлянского князя звали Мал, то можно сообразить, что Ольга использовала каламбур и самую простую фразу превратила в загадку. Она снова не обманывала, добиваясь уже не мести, а гораздо большего. Ольга потребовала от древлян князя – предводителя восстания, в данном контексте – всей их независимости, которую и искоренила полностью (курсив А.С. Королева. – М.Ж.[113]. В этой связи очень любопытно предание, записанное на Псковщине – родине Ольги – в XIX в. П.И. Якушкиным, где говорится о том, что Ольга «много князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место»[114]. Разумеется, предание искажает действительность и в нем это «погубление» Ольгой князей облачено в форму неудачного сватовства, однако, общее направление деятельности Ольги оно сохранило верно. Совершенно прав В.В. Пузанов, который говорит о том, что «Рюриковичи, в прямом смысле слова, утверждались на костях ‘’племенных князей’’»[115].

Но был, очевидно, период сосуществования и жестокой борьбы между князьями, знатью и народом славиний с одной стороны и Киевом и его представителями-наместниками – с другой[116]. И был, соответственно, период сосуществования и соперничества между центрами восточнославянских этнополитических объединений с одной стороны и создаваемых Киевом своих опорных пунктов в покоренных землях – с другой. Есть ли какие-то археологические следы этого противостояния?



[1] При этом важно отметить, что покорения Киевом восточнославянских «племен» «не являлись делом рук исключительно князей и дружины. Для покорения соседних племенных княжений и удержания их в даннической зависимости сил одной дружины явно не хватало. Только народное войско… в состоянии было сделать это» (Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. С. 501-502). Таким образом, покорение восточнославянских этнополитических объединений – это дело вовсе не только киевских князей с их дружинами, а и рядовых полян, объединенных в ополчение. Соответственно и собранная с покоренных «племен» дань шла не только князю и его дружинникам, но и всей киевской полянской общине. Ср. слова Константина Багрянородного о том, что в полюдье «архонты выходят со всеми росами из Киава (Киева – М.Ж.) (курсив мой. – М.Ж.)» (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 51).

[2] С определенными различиями в конкретной интерпретации см.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945. С. 221-247; его же. Образование древнерусского государства и формирование…; Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 450-458; Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. С. 25-42; его же. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 284-369; Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. С. 498-505; его же. К истории зарождения Русского государства; Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000. С. 102-151; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 83-181; Горский А.А. Русь… С. 54-75.

[3] Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 51.

[4] Рыбаков Б.А. Киевская Русь… С. 316-342. См. также: Новосельцев А.П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX – первой половины Х в. (полюдье) // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти члена-корреспондента РАН А.П. Новосельцева / Отв. ред. Т.М. Калинина.  М., 2000; Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 330. Примеч. 66 (Е.А. Мельникова, В.Я. Петрухин); Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М., 1995. С. 247.

[5] На наш взгляд И.Я. Фроянов, жестко разграничивающий дань и полюдье (Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 448-484; его же. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999. С. 237-239), не вполне точно изображает сложную картину становления и функционирования «налоговой системы» Древней Руси. Не касаясь вопроса о происхождении полюдья и его сущности на разных этапах истории восточных славян и Киевской Руси, отмечу, что наиболее точно полюдье первой половины Х в. охарактеризовал Л.В. Черепнин как «систему сбора дани (курсив Л.В. Черепнина. – М.Ж.)» (Черепнин Л.В. Отзыв о монографии И.Я. Фроянова: «Киевкая Русь. Главные черты социально-экономического строя». Л., 1973 // Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты… С. 322). Это наиболее точно соответствует описанию полюдья Константином Багрянородным.

[6] При этом любопытно, что Новгородская земля не была охвачена полюдьем. Вообще, у нас нет никаких данных, которые позволяли бы говорить о зависимости ее от Киева до середины Х в. и «реформы Ольги» (Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала XIII столетия. СПб., 1992. С. 107-129). До этого времени можно, по всей видимости, говорить лишь о союзнических отношениях, но не более. А.С. Королев верно отмечает, что «до середины Х в. между Новгородом и Киевом не было стабильного контакта» (Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002. С. 120-121).

[7] Шинаков Е.А. Образование древнерусского государства: Сравнительно-исторический аспект. Брянск, 2002. См. также: Майоров А.В. [Рец. на кн.:] Шинаков Е.А. Образование древнерусского государства: Сравнительно-исторический аспект. Брянск, 2002 // Rossica antiqua. 2006. С. 393.

[8] О даннических отношениях в восточнославянском мире и об их развитии см.: Юшков С.В. Эволюция дани в феодальную ренту в Киевском государстве в X-XI вв. // Историк-марксист. 1936. № 5; Фроянов И.Я. Данники на Руси X-XII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1965 г. / Под ред. В.К. Яцунского. М., 1970; его же. Рабство и данничество… С. 260-484; его же. Киевская Русь: Главные черты… С. 233-251; Пузанов В.В. Княжеское и государственное хозяйство на Руси X-XII вв. в отечественной историографии XVIII – начала XX в. Ижевск, 1995; Каштанов С.М. Возникновение дани в Древней Руси // От Древней Руси к России нового времени: Сборник статей: К 70-летию А.Л. Хорошкевич Сост. А.В. Юрасов; отв. ред. В.Л. Янин. М., 2003. Там же см. историографию вопроса.

[9] См.: Васильев Л.С. Протогосударство-чифдом как политическая структура // Народы Азии и Африки. 1981. № 6; Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 260-274 и сл.

[10] Весьма сходным образом рассматривает интеграционные процессы в восточнославянском мире в IX-X вв. и В.В. Пузанов (Пузанов В.В. Этапы становления и развития древнерусской государственности // Государство и общество: проблемы федерализма и самоуправления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск. 14-15 января 1999 г. / Отв. ред. Ю.А. Малышев, В.В. Пузанов. Ижевск, 1999. С. 8-14; его же. Главные черты политического строя Киевской Руси X-XI вв. // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И.Я. Фроянова / Отв. ред. В.В. Пузанов. СПб., Ижевск, 2001. С. 20-21; его же. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты. Ижевск, 2007. С. 202-204). К его схеме мы еще вернемся.

[11] См. об этом: Дворниченко А.Ю. О восточнославянском политогенезе… С. 184-195.

[12] Там же. С. 194-195.

[13] Об убийстве древлянами Игоря и о последовавшем за этим покорении Древлянской земли, а также о смысловых нагрузках летописного рассказа об этих событиях см.: ПВЛ. С. 26-29, 434-439 (Примеч. к стр. 27-28), 608 (Примеч. к стр. 436-439); Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 246-250; Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 132-138; Рыбаков Б.А. Киевская Русь. С. 325-328, 360-363; его же. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 365-378; Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993. С. 47-49; Фроянов И.Я. О событиях 945-946 гг. в Древлянской земле и Киеве (в свете этнографических данных) // Историческая этнография. СПб., 1993; его же. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995. С. 49-77; его же. Рабство и данничество… С. 381-393; Королев А.С. Загадки… С. 74-91, 118-141; Петрухин В.Я. Древняя Русь… С. 153-157; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 86-91, 180-183.

[14] О правомерности применения этого наименования к восточнославянским этнополитическим объединениям типа древлян, вятичей, радимичей и т.д. см.: Горский А.А. Русь… С. 9-19.

[15] О самой Ольге, ее происхождении и о том, почему именно она оказалась во главе киевской общины после гибели Игоря см. интересное, хотя и часто спорное исследование А.С. Королева: Королев А.С. Загадки… С. 118-141, 142-147.

[16] Н.М. Карамзин в свое время справедливо назвал проведенную Ольгой «реформу» делом «великой законодательной мудрости» и важным этапом в развитии «внутреннего порядка Государства» (Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 12-ти т. М., 1989. Т. I. С. 270).

[17] М.Б. Свердлов, на наш взгляд, верно выделил в этом рассказе четыре блока информации (Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 183-184). Мы принимаем это разделение и используем его в дальнейшем анализе.

[18] ПВЛ. С. 29. В НПЛ имеется аналогичный рассказ. Никаких существенных отличий он не содержит. Поэтому рассматривать его отдельно не имеет смысла. Отдельные имеющиеся там (а также в Ипатьевской летописи) разночтения (параллельный текст трех летописей см.: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 183-184) не имеют для нашей темы особого значения.

[19] Подробный историографический обзор см.: Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 394-406, 412-421. Наличие это обзора делает излишним подробный пересказ в этой статье историографии проблемы, поэтому мы останавливаемся лишь на нескольких узловых для нашей темы моментах.

[20] Шахматов А.А. Разыскания о древних русских летописных сводах // Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М., 2001. С. 84-86, 128-129.

[21] Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 301-302. Б.Д. Греков, однако, не сделал из этого столь радикальных выводов как А.А. Шахматов.

[22] Шахматов А.А. Разыскания… С. 128-129.

[23] Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986. С. 100.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Королев А.С. Загадки… С. 120.

[27] Впоследствии киевское правительство часто практиковало подобные переселения, преследовавшие его «государственные» цели: Шинаков Е.А. Переселенческая политика киевских князей в контексте государствогенеза // Исследования по русской истории и культуре. Сборник статей к 70-летию профессора И.Я. Фроянова / Отв. ред. Ю.Г. Алексеев, А.Я. Дегтярев, В.В. Пузанов. М., 2006.

[28] Вспомним длительную историю борьбы Киева с древлянами: ПВЛ. С. 11, 14, 21, 35. См. также: НПЛ. С. 106.

[29] См.: Королев А.С. Загадки… С. 120-121 и сл.

[30] Там же. С. 118-120. См. также: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 182-183.

[31] Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 45.

[32] О погостах в Новгородской земле см.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства // Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 85-105.

[33] Ср.: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 184 и сл.

[34] Из другого места в летописи мы знаем, что кроме Ольжичей у Ольги были и другие владения. Так, например, есть известие о принадлежности ей Вышгорода (ПВЛ. С. 29). Есть информация и о владении Ольгой селом Будутиным: Летописный сборник, именуемый Патриаршей, или Никоновской летописью // ПСРЛ. Т. IX. СПб., 1862. С. 35. См. также Зимин А.А. Холопы на Руси (с древнейших времен до конца XV в.). М., 1973. С. 54. Сомневаться в достоверности этих известий, равно как и отрицать связь Ольги с Ольжичами нет оснований (Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 194-195).

[35] Рыбаков Б.А. Киевская Русь… С. 367.

[36] Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская правда // Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. и др. Древнерусское государство… С. 150.

[37] Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х – первой половине XIII в. М., 1977. С. 27.

[38] См. Бахрушин С.В. Некоторые вопросы истории Киевской Руси // Историк-марксист. 1937. № 3. С. 169.

[39] Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты… С. 136-138.

[40] Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 406-412.

[41] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 190-191 и сл.

[42] Там же. С. 195.

[43] Ср.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь… 363-365 и сл.

[44] ПВЛ. С. 26-27. О том, что дань и ранее была тарифицирована, свидетельствуют слова древлян Игорю: «Почто идеши опять? Поимал еси всю дань (курсив мой. – М.Ж.)» (Там же. С. 27). Именно нарушение Игорем установленных норм сбора дани и послужило причиной конфликта с древлянами.

[45] Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 250; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории... С. 53; Зимин А.А. Феодальная государственность и Русская Правда // Исторические записки. 1965. Т. 76. С. 240-241; Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 412.

[46] Юшков С.В. Очерки по истории феодализма… С. 88.

[47] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 190-191. Там же см. указания соответствующей лингвистической литературы.

[48] Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки. М., 1947. С. 165; Свердлов М.Б. Генезис и структура… С. 63-64; его же. Дополнения // ПВЛ. С. 608 (Примеч. 1 к стр. 440).

[49] Рыбаков Б.А. Киевская Русь… С. 364-365. См. также: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 191.

[50] Подробную историографию см.: Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 412-421. См. также: Свердлов М.Б. Генезис и структура… С. 62-64; его же. Дополнения // ПВЛ. С. 608 (Примеч. 1 к стр. 440).

[51] Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. С. 346.

[52] Ср.: Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1959. Т. II. С. 85; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971. Т. III. С. 295.

[53] См. например: Лешков В. Русский народ и государство. М., 1858. С. 225; Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1903. Изд 3-е. С. 246; Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 2005. С. 136; Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 310.

[54] Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 301.

[55] В.О.Ключевский ранее также считал, что слово «погост» происходит от «гостить» – ‘торговать’ и понимал под погостами поселения, предназначенные для торговли: Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть I // Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. I. М., 1987. С. 141; его же. Боярская дума Древней Руси // Ключевский В.О. О Государственности в России. М., 2003. С. 20. См. также: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 102. Последний отмечал также сакральное значение погостов, как «мест сходбищ для общественного богослужения», что и предопределило развитие в них торговли (Там же).

[56] Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 251.

[57] Зимин А.А. Феодальная государственность... С. 241.

[58] Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории... С. 87-88.

[59] Там же. С. 53.

[60] Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 114.

[61] Платонова Н.И. Погосты и формирование системы расселения на северо-западе Новгородской земли (по археологическим данным). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1988. С. 16.

[62] Юшков С.В. Эволюция дани… С. 137.

[63] Рыбаков Б.А. Киевская Русь… С. 364-365.

[64] Там же. С. 365-367.

[65] О том, что реально представляло собой древнерусское общество того времени частью уже говорилось выше. Безусловно, в Киевской Руси XI-XIII вв. начались уже процессы феодализации, но они протекали очень медленно и для домонгольского периода мы не можем говорить о преобладании на Руси феодальных отношений. Основной ячейкой древнерусского общества была община и политическая организация общества строилась на общинных началах. На протяжении всего домонгольского периода община сохраняла еще свое единство, не смотря на имущественную и социальную дифференциацию ее членов. О древнерусском общественно-экономическом и политическом строе см: Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории; его же. Киевская Русь: Главные черты…; его же. Древняя Русь. Опыт исследования…; Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства…; Данилова Л.В. Сельская община средневековой Руси. М., 1994 и др. Основные процессы феодализации на Руси приходятся уже на послемонгольский период, о чем, на примере Новгорода, выше уже говорилось. Говорить о существовании на Руси развитого феодализма можно только применительно к периоду с конца XVI в. – времени ликвидации в центре страны черной волости – свободного общинного крестьянского землевладения (Алексеев Ю.Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв.: Переяславский уезд. М.; Л., 1966. С. 3), в то время как в советской историографии традиционно и ошибочно его наступление принято было датировать уже XI-XII вв. (см. например: Черепнин Л.В. Русь. Спорные вопросы истории феодальной земельной собственности в IX-XV вв. // Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. М., 1972. С. 165-166; Абрамович Г.В. К вопросу о критериях раннего феодализма на Руси и стадиальности его перехода в развитой феодализм // История СССР. 1981. № 2. С. 77).

[66] Который, однако, также имеет предпосылки в дореволюционной историографии. Ср. мнение А.К. Неволина о погостах как об «отдельных географических и правительственных округах» (Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. // Записки Русского географического общества. Кн. VIII. 1853. С. 69-90). Но любопытно, что К.А. Неволин понимал под погостами и центры таких округов, которые имели сакральную функцию центров общественного богослужения (Там же).

[67] Юшков С.В. Очерки по истории феодализма… С. 87.

[68] Романов Б.А. Изыскания о русском сельском поселении эпохи феодализма // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII-XVII вв. / Отв. ред. И.И. Смирнов. М.; Л., 1960. С. 341-375.

[69] Тимощук Б.А. Восточнославянская община VI-X вв. М., 1990. С. 106; его же. Восточные славяне: от общины к городам. М., 1995. С. 186-187.

[70] Ср.: Тимощук Б.А. Восточные славяне… С. 186-187.

[71] Воронин Н.Н. К истории сельского поселения феодальной Руси. Погост, свобода, село, деревня. Л., 1935. С. 24-27.

[72] Романов Б.А. Изыскания о русском сельском поселении… С. 342.

[73] Там же. С. 415.

[74] Там же.

[75] Черепнин Л.В. Русь. Спорные вопросы… С. 150-153.

[76] «Промежуточную позицию» Л.В. Черепнина «в споре Б.А. Романова с Н.Н. Ворониным» отметил и И.Я. Фроянов (см.: Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 216).

[77] Первоначально ученый придерживался взгляда Б.А. Романова (см.: Фроянов И.Я. Смерды в Киевской Руси // Вестник Ленинградского государственного университета. 1966. № 2. Вып. 1. Серия истории, языка и литературы. С. 72), однако, по мере изучения проблемы отошел от него и предложил собственный оригинальный взгляд на «погосты Ольги».

[78] Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 412.

[79] Там же.

[80] Там же. С. 421. Ср.: Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. С. 66.

[81] Там же. С. 422-424.

[82] Там же. С. 426-427. См. также: Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты… С. 235-236.

[83] Хотя, нельзя исключать, что изначальное значение понятия погост могло быть именно таковым. Однако, в таком случае, его следует существенно сдвинуть вниз – в праславянскую эпоху, так как слово гость, от которого вероятно происходит погост, является общеславянским (Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь… С. 112).

[84] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 191-192.

[85] Там же. С. 192. Там же см. указания соответствующих источников и литературы.

[86] А отнюдь не финно-угры, как думает, опираясь на «заведомо устаревшие мнения» (Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 191) И.Я. Фроянов (см.: Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 424. Примеч. 578; его же. Киевская Русь: Главные черты… С. 236. Примеч. 1, 2).

[87] Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX-XI вв. Л., 1978. С. 64-81; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. С. 34-42, 52-64.

[88] О ней см. в работах указанных в примечании 166. См. также: Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. С. 82-100; Макаров Н.А., Захаров С.Д., Бужилова А.П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001. С. 188-198.

[89] Археологические материалы фиксируют совместное проживание славян и финно-угров в ряде населенных пунктов, в частности, в самом Новгороде (см.: Носов Е.Н. Финно-угры и Новгород // Финны в Европе VI-XV вв. М., 1990. Вып. 2. С. 47-57). Славяне и финно-угры севера Восточной Европы неоднократно действовали совместно (составляя, по всей видимости, единое политическое объединение), что мы хорошо знаем из летописи: ПВЛ. С. 12, 13, 14, 16. Некоторые представители русского «всякого княжья» договора 944 г. носят финские имена, что свидетельствует о наличии финнов в составе политической элиты Древней Руси. Так, например, Ольгу представлял некий Искусеви, бывший, судя по имени, финном (Зутис Я. Русско-эстонские отношения в IX-XIV вв. // Историк-марксист. 1940. № 3. С. 40). Это все свидетельствует о наличии непосредственных активных контактов между славянами и финнами (См. также: Седов В.В. У истоков… С. 111-137).

[90] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 188. См. также: Свердлов М.Б. Генезис и структура… С. 63-64.

[91] Соловьев С.М. Сочинения. В 18-ти кн. М., 1988. Кн. I. С. 149.

[92] Юшков С.В. Эволюция дани… С. 135 См. также: Юшков С.В. Очерки по истории феодализма… С. 87-88 и сл.; его же. Общественно-политический строй… С. 113-114.

[93] Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси… С. 149.

[94] Зимин А.А. Феодальная государственность… С. 240-242.

[95] Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. Смоленск; М., 1995. С. 151; его же. Древняя Русь... С. 157.

[96] Там же.

[97] Свердлов М.Б. Генезис и структура… С. 63-64.

[98] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 186.

[99] Там же.

[100] Там же. С. 186-187.

[101] Ср. слова ПВЛ: «радимичи… платять дань Руси, повоз везуть и до сего дне (курсив мой. – М.Ж.)» (ПВЛ. С. 39).

[102] Рыбаков Б.А. Киевская Русь… С. 318; Петрухин В.Я. Древняя Русь… С. 157.

[103] «Племенными союзами» В.В. Пузанов традиционно именует восточнославянские этнополитические объединения типа летописных древлян, вятичей, кривичей и т.д.

[104] Пузанов В.В. Этапы становления и развития… С. 8-14; его же. Главные черты… С. 20-21; его же. Древнерусская государственность. С. 202-204.

[105] Бахрушин С.В. «Держава Рюриковичей» // Вестник древней истории. 1937. № 2. С. 93.

[106] ПВЛ. С. 33.

[107] Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования… С. 78.

[108] ПВЛ. С. 54.

[109] Мы здесь не рассматриваем отдельно историю покорения Киевом каждой славинии и ликвидации ее независимости.

[110] А не в результате деятельности Святослава, как полагает И.Я. Фроянов (Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. С. 505). Нам ничего не известно о какой-либо «устроительной» деятельности Святослава внутри Руси, равно как и о его борьбе с князьями отдельных славиний. Скорее, он в своей деятельности просто опирался на результаты проведенных его матерью централизаторских реформ, позволивших ему проводить немыслимую прежде грандиозную внешнюю политику (Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 252). Можно говорить лишь о том, что он продолжал политику матери. С новой силой борьба за централизацию Киевской Руси и окончательное подавление самостоятельности отдельных славиний развернется при Владимире, со временем которого связана окончательная ликвидация их независимости.

[111] ПВЛ. С. 29. Ипатьевская летопись говорит несколько иначе: Ольга «старейшины же города ижьже» (ПСРЛ. Т. II. М., 2001. Стб. 48), то есть сожгла (если эта версия верна, то, по мнению И.Я. Фроянова, речь тут идет о ритуальном сожжении: Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования… С. 80). Для нашей темы непринципиально, какой вариант первичен. В любом случае речь идет об устранении древлянский знати с политической сцены.

[112] Мавродин В.В., Фроянов И.Я. «Старцы градские» на Руси Х в. // Культура средневековой Руси. Посв. 70-летию М.К. Каргера / Отв. ред. А.Н. Кирпичников и П.А. Раппопорт.  Л., 1974; Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты… С. 89-105. Считать этот термин книжным конструктом, как это делают некоторые исследователи (см. например: Завадская С.В. О «старцах градских» и «старцах людских» в Древней Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; ее же. К вопросу о «старейшинах» в древнерусских источниках X-ХIII вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1987 г. М., 1989) нет достаточных оснований.

[113] Королев А.С. Загадки… С. 133.

[114] Якушкин П.И. Сочинения. М., 1986. С. 114.

[115] Пузанов В.В. Главные черты… С. 31.

[116] Летопись пестрит указаниями на войны Киева с различными славянскими этнополитическими объединениями: ПВЛ. С. 11, 14, 21, 26-29, 31, 35, 38-39.