XIV.
Одно наше бремя влечет за собою другое. Игумен объяснил Ивану: ктитор – это церковный староста, и уже без разспросов Ивану стало ясно, что завершение работ по часовне – это только начало новых обязанностей. Он-то, увлеченный ближайшими заботами, предвкушал, что вот вручит он людям во всей красе часовню – и всё, хоть на Горку поднимайся, хоть рыбалкой занимайся, хоть в Москву к сыновьям…
- Тебе Господь ее вручает! – строго глядя ему в глаза, произнес игумен.
Когда Иван все осознал и оправился от легкого ошеломления, то нашел утешение в том, что ктитором называли и сербского царя – героя и мученика. Ведь не зря же, наверное! И потом, для чего тогда отец Петр оставил ему богослужебные книги? Он знал, кем станет его крестник.
Еще игумен спросил, почему на освящении не было благотворителей, помогавших Ивану возстанавливать часовню.
- Видно, дела не пустили, – ответил Иван. – Они все люди государственные…
Игумен молча покачал головой.
Всем этим Иван поделился с женой, пока Улита заваривала себе лечебные травы.
- Да, государь мой Ваня! – кротко ответила Улита – и вздохнула. Их супружество стало уже целомудренным, подойдя к тому заветному рубежу, когда супруги делятся мельчайшим помыслом – а любишь ты не меньше прежнего, но уже становятся жена и муж воистину едина плоть; тогда уже плотское желание становится лишним и даже выглядит предосудительной глупостью. «Детей нам уже не крестить! – говорил себе Иван. – Разве что не своих…»
А Улита думала о том, понял ли, запомнил ли Иван, какие травы она пьет – и от чего. Иван же – помнил. Теперь он будет приходить домой с пучками донника и мать-и-мачехи.
День у них начался с заготовки овощных консервов на зиму, затем каждому пришлось идти по совхозным делам – консервировать дела бригады Заволожья перед выселением в Бухаловку. Невозможно было думать об этом без душевного содрогания. Директор заверял, что принуждать никого не будут, но прибавлял:
- Да вы сами побежите: к водопроводу – раз, к электричеству круглосуточно – два, к общей бане по расписанию – три! Болезней-то накопили, чай, что ж теперь – по пересеченной местности топтаться?..
«Смотря еще какая вода в водопроводе! – молча возражал Иван. – Ее же без спирта и пить нельзя!» (Таково бухаловские мужики шутили.)
Если народ переедет в Бухаловку, то удалится от часовни еще на версту. Эта мысль Ивану не нравилась.
Маша прибегала к Улите пошептаться… У них с Василием была тревожная пора: хотелось ребенка, боялись: вдруг не получится, но поздняя беременность их испугала бы тоже… Пока это было всё пустое, но страхи и надежды поочередно роились в душе у Марии, их надо было выплеснуть сочувственному слушателю.
Ближе к вечеру Иван помолился в часовне и отправился туда, где следовало быть еще утром: к могиле бабушки и матери. Была Димитриевская родительская суббота, несколько дней тому назад о ней игумен объявил.
Обо всем думалось на родных могилах – но не мыслями, не словом, а воспоминанием и чувством. Было мирно на душе, давняя боль разлуки затихла – ее сменило покаянное осознание невозвратимости тех дней, когда было еще можно выказать свою любовь вечной труженице-матери, а он бежал вприпрыжку из дому.
Когда бабушки Заволожья были еще живы, всей деревней праздновали три праздника – Троицу, Покров и Казанскую икону Божией Матери. Два праздника были домашними – за неимением храма: Рождество и Пасха. Но летом и осенью праздновали во всю ширь. Когда живой хранитель календаря иссяк, мужики стали путаться в датах и начали «отмечать» приблизительно, за чаркой обыкновенно распалясь и хватая друг друга за грудки, чтобы доказать наивернейший «положенный день».
Игумен написал для Ивана последование важных церковных дат и обещал подарить ему календарь на следующий год – «ежели приедешь сам за ним». Иван положил непременно ехать.
«А вот наши деды и родители – святые, оттого и Святая Русь! – вдруг озарило его. – А мы-то?.. Мы-то кто?»
Простившись с могилами, он решил еще подняться на Горку. Издали он увидел чью-то фигуру наверху, черную на фоне закатного неба…
- Здорово, брат Василий Иванович!
- Приветствую, Иван Антоныч! – по-городскому ответствовал Василий.
Оба уселись на широкую плаху из комля вековой лиственницы, твердо расставившую лапы – обрубки бывшего корневища. Кровавый край солнца еще выглядывал внизу, на горизонте, из-за далекой кромки леса.
Минуты проходили в молчании, которое нимало их не тяготило. Постоянный по силе ветер проносился с запада на восток, остужая лица, но не холодя их самих.
- Иван Антоныч, а скажи-ка мне, как фронтовик, – спросил после долгого молчания Василий. – На войне кричали наши «За Сталина!» или нет? Ты вот – кричал?..
«Василий, должно быть, недоволен, что совхозные шофера возят на лобовом стекле портреты Сталина», – подумал Иван.
- Я с катушкой ползал, не до того мне было, а другие, не стану врать, по-моему, кричали… Дай соображу… Ну, политруки, сам знаешь – им положено. А немец – он враг, это тоже понятно: или ты, или он… Вот и кричишь: «Ура!»
- Ура – это ура! – не согласился Василий. – А за Сталина?
- Ну тоже, кричали… Понимаешь, подхва-а-тывали!.. Немец – он под Гитлером, мы, стало быть, под Сталиным… Чтоб не быть под Гитлером, надо быть со Сталиным – правильно?
- Получается, что так!
- Я тоже кричал, когда пришлось катушку бросить и прорываться… А что кричал – вот хоть убей, не помню! Там слов не думаешь! Может, и не слова вовсе…
Иван замолк, а Василий теперь уже молчал просто из уважения.
Спустя минуту Иван уже сам нарушил это молчание.
- Вообще дальше Кенигсберга идти, я считаю, не надо было. Польша – ладно, а на что нам Венгрия?.. Или Австрия? Вот я – не понимаю!
- А политруки вам не сказали?
- Политруки хотели отомстить за советскую Баварию и красную Венгрию – да мировую революцию затеять.
- Я, Иван Антоныч, тоже над этим думаю – как историк-любитель. По-хорошему, конечно, на черта нам эти Австрия-Германия… Но, Сталин, думаю, спешил, чтобы Гитлеру не дать сговориться с американцами…
- А, ну тогда… Думаешь, могли против нас повернуть?
- Так и повернули же! А могли ведь и раньше!
- Как пить дать! – согласился Иван.
- Вот ты, Иван Антонович, солдат… А что ты вообще о войне думаешь – в принципе? Это нормально? Или это сумасшествие – как по-твоему?
- Это мне у тебя надо спрашивать, Василий.
- А мне боязно отвечать, Иван Антоныч.
- Почему? Что сам не воевал – поэтому?
- Потому что ты воевал. А я только думал. И надумал…
Василий тяжело вздохнул – и со странной улыбкой поглядел во все стороны света.
- Я так понимаю, что война – человечеству ровесница, и поэтому надо уметь воевать за своих, а не за чужих.
- Это про что?
- Я про то, что лет уже триста, как минимум, наши войны оборачиваются выгодой для Англии, а для нас – разрухой. Для немцев – тоже разрухой, но нам-то что с того?
- Тоисть, ты хошь сказать, что войны сейчас какие-то не такие?..
- Похоже на то. Раньше-то как: племя на племя… За пастбища, за воду, за город, за женщин, за рабов… А теперь кто-то третий стравливает двух между собой и никого из двух ему не жалко: он обоим платит, или они ему платят – а он наживается, наживается…
- И кто это – он? – спросил Иван.
- Если по-простому – то Англия, только теперь – сообща с Америкой.
- А не по-простому?..
Не отвечая, Василий хитро завел руку себе за левое плечо и щелкнул пальцами, подражая фокуснику из цирка, вызывающему духа или призрак.
- Этот самый? – прошептал Иван. – Я так и знал!
Снова помолчали. Иван перекрестился, глядя в густеющую темень, а Василий засобирался. Иван сказал:
- Ты иди, а я посижу еще.
С десяти шагов Иван его окликнул:
- Василий Иваныч, приходи с Машей послезавтра в часовню, к шести, помолимся иконе «Всех скорбящих радосте» – в ее день!
- Добро, Иван Антоныч!
Иван остался раздумывать над давешней беседой… а значит – и над первой своей проповедью, которую предстояло произнести ктитору безвестного Заволожья.