Истинный герой произведения

          К читателю: Приводимые ниже текст – это не критическая статья в классическом понимании этого термина и не пародия, это некий «средний» жанр, некогда появлявшийся в литературе, но почти забытый сейчас.

         В своих последних книгах и критических статьях петербургская писательница Людмила Бубнова, исследовательница творчества ленинградских «шестидесятников», восхищаясь появлением  авторского  индивидуалистического «Я» вместо коллективного «мы»в их творчестве, упорно проводит одну и ту же мысль: истинным героем любого произведения является её автор. Мысль, конечно, не бесспорная, но заслуживает внимания. Действительно, это «я» запестрело в прозе и в стихах тех лет. Например, Г. Горбовский :      

«Сижу на нарах, как король на именинах»;

«Всё, что я хотел на свете, - /Это делать строчки эти»;

«Ликуя, не скорбя, / с любовью, не с клюкой/ иду искать себя, как  песню над рекой!»;

«Я тоскую негромко по всем, не достигшим меня: / (…)

Я сегодня прощаюсь с неведомой мне стороной, /(…)

Я смотрю пред собой:  на тропу, на кустарник рябой, (…)»

«… Таким я сам себе казался –/ тогда, единожды… с тобой».

В. Соснора:

«Незаметно для всех опадают мои фонари./ Но они опадают —/ я-то знаю,/ я — вижу»;                                                                                             

«Не я вошел в ваш дом,/ не я,/ ваш дом/ вошел/ в меня!/ Я — / нет!»;

"Дай мне сиять на высоте, / не превращаясь в солнце";

" В этом мире слишком "много" миров, предпочитаю "Я", да и то по правилу крови...";

 " Я самый элитарный изгнанник русской литературы..."».

Разумеется, в  классической литературе до эпохи соцреализма «я» присутствовало всегда от «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», «Я духом пасть, увы! я плакать был готов,/Среди неравного изнемогая боя…»;
 «Я гений, Игорь Северянин» до: «Я/   достаю/  из широких штанин/ дубликатом/  бесценного груза./ Читайте,/ завидуйте,/я –/  гражданин/ Советского Союза». Но это «Я» обычно относилось к лирическому герою литературного произведения.

         А уж в  бесцензурное (якобы – Т.Л.) постперестроечное время  авторское Я взмыло океанской волной, смывавшей остатки «мы» коллективистского миросозерцания классиков соц. реалистического направления. Вслед за «я» шли факты биографии автора, так сказать для истории, облегчая жизнь будущих историков литературы.

«Вчера я не узнал тебя во сне,/ Я так давно тебя уже не видел…» (Виктор Ширали);

«Я телефоны не записываю,/ Я про себя их повторяю./ Я по карманам их распихиваю,/ Запоминаю и вновь теряю» (Олег Юрков);

«Я настолько горбат, что меня не исправит могила,/ Я тот чёрный кобель, что вовек не отмыть добела,» (Анатолий Аврутин);

«”Не догорай моя лучина” –/ Я Бога дни и ночи молю» (Николай Зиновьев);

 «Не еврейской фамилией! – русским стихом/ Я запомнюсь. Я русский поэт!» ( Борис Орлов)

«Я не состоял в КПСС,/ Не таскал в кармане партбилета,/ В высшие начальники не лез,/ На друзей не сочинял навета.» (Андрей Родосский).

И так до бесконечности. Что же и кто же может быть ближе современному автору, чем его собственное эго?

         Но в любом произведении, даже написанном от третьего лица, авторское я всегда присутствует. И читая его произведения, всегда ощущаешь мысли и чувства автора, если они, конечно, есть. А иногда, если повезёт, можно нарисовать целую картину или  даже создать большой скульптурный портрет автора, соединив в единое целое наиболее характерные цитаты из произведений.

         У меня в руках книга стихов петербургского поэта Бориса Орлова, председателя Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России «И с верой жить» (СПб, 2005).  Конечно, к шестидесятникам его можно отнести только условно – он  из другого поколения, помоложе –  60 ему стукнет только через год. Надо сказать, что творчество этого поэта порой вдохновляло на написание пародий, а иногда его стихи вообще можно считать автопародией.

                        И ничто я, и никто я, / В электричке еду стоя./   На удачу не в обиде,/

                          Ведь она меня не видит. / И она меня не слышит, /Потому что ровно дышит. 

                                                                            (Из книги «Звёздный свет».)           

 Конечно, и великий Пушкин отнюдь не всегда был восхищён собой:        

                           А я, повеса вечно праздный,
                           Потомок негров безобразный,
                           Взращенный в дикой простоте,

но поэт всё же бывал  и победителем:
                           Любви не ведая страданий,
                          Я нравлюсь юной красоте
                          Бесстыдным бешенством желаний;                                                                

                          С невольным пламенем ланит
                          Украдкой нимфа молодая,
                          Сама себя не понимая,
                          На фавна иногда глядит.

         Вернёмся, однако, к вере (не спутайте с Верой), с которой предначертано жить Борису Орлову. В этой книге поэт называет свои стихи «Евангелием от Орлова». Ну, что же, и евангелия писал не бог, а только его апостолы, так что появление очередного «евангелия» не должно вызвать отторжения у читателя. Что же несёт читателям и, особенно почитателям, Борис Орлов? Каким он предстаёт перед ними? Удастся ли  мне создать его скульптурный портрет во весь рост, вроде памятника В.В. Маяковскому в Москве? Судить читателю.

Попурри на темы «Евангелия от Орлова» / « И с верой жить…»  (СПб, 2005 )/

                            I

«Нас загнали в шкуры диких стран,

Разделив на племена и касты». (с.47)

Каперанг, а ныне – ветеран.

Было хобби  – служба. Хватит! Баста!

«Когда из грязи в князи – грязь на троне»,  (с.50)

«Твердим, что от работы дохнут кони». (с. 50)

«Коммерческие тайны, да секреты.

Не люди, а пещерные божки». (с.52)

Нарушил я присягу[1]. Сил уж нету.

Стреляют лишь одни мои стишки.

«При этом …изме всех приятней клизма,

В проходе заднем замаячил свет». (с.54)

В «Морской газете» я писал о коммунизме.

Теперь же – православия поэт.

«О, флотские сыны! Романтика морей!» (с.59)

«Нас, как баранов, смерть клеймом пометит». (с.155)

Я в СПР запел, как соловей:

«Я вечностью заполнен на две трети». (с. 155)

На треть… «под сенью Божьего покрова» (с. 177)

«Евангелие»: «… с верой жить». От Б. Орлова. (с. 166)

          

                       II

«Я время от себя освободил,
 разбив его на “до меня”…  и “после”». (с.238)                                           

   Истратил тонну на стихи чернил,                                                                         

   Я пел с четырёх лет – Я, Я, Иа,–  как ослик.

          «Лысина на темени, Не взбодриться дракою.                                              

           Я обглодан временем, Словно кость собакою.»  (с. 133)

          «Всё больше лет – всё меньше интереса». (с.187)                                       

           А был когда-то. О-хо-хо! Повеса!

         «Мы стареем. Не прошли ухабы /Мимо.

           На себя смотреть – тоска!» (с. 109)

            Но и я когда-то «был любимым», (с. 128)

             Ныне – «Я стоптался в старика». (с.143)

            «Плюну в телевизор, пусть он треснет.

           В клуб схожу. Послушаю старух». ( с. 114)

          Жизнь была греховна, интересна.

         Ангел плоть унёс, оставил дух.

           «У меня ни сына нет, ни дочки», (с. 157)

           Лишь «…солёный грибочек под спирт».  (с. 157)

          Я «Ругаюсь грубее, чем пьяный извозчик», (с. 112)

            Жизнь в прорехах,   по швам вся трещит.

           «Хмельная смерть, как шлюха подзаборная,

            Цепляется к приличным мужикам». (с. 155)

           «Я не спешу» к тебе уйти в придворные. (с.113)

             Пока я – в СПР, а ты – ты с ними Там.

            «Белое – чёрное. Не кинохроника.

             Жизнь… Сквозняки как в избе без дверей.

             Бродит придурок в погонах полковника

               Тёмною улицей без фонарей».  (с.73)  

     Достоверность созданного скульптурно-поэтического портрета не вызывает сомнений за счёт многочисленных «Я», полагаю, что не лирического героя, а автора цитируемой книги.

   01.10.2013                                                     Санкт-Петербург               

 



[1] ) « Я — офицер, нарушивший присягу... / Безропотно служу чужому флагу, / Тому, который раньше презирал.» Б. Орлов, 1995 г. 

 

 

Tags: 

Author: